Скупой рыцарь. Концертное исполнение
Концертное исполнение оперы «Скупой рыцарь» посвящено 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. С участием Алексея Зеленкова, Константина Захарова, Гурия Гурьева, Юрия Комова, Николая Лоскуткина.
«Великая русская литература дала жизнь не менее великим русским операм, при этом «поразительно, сколь замечательно ложатся на музыку творения гениального А. С. Пушкина! Особенно это касается его стихотворных поэм» (А. Майкапар). Один из таких шедевров — «Скупой рыцарь», маленькая трагедия Пушкина и написанная на ее текст опера Рахманинова.
«Трагедия без любовной интриги». Роковая власть золота над человеком, становящимся рабом своего богатства. В пьесе нет не только малейшего намека на любовную интригу, но и вообще каких бы то ни было элементов лиризма, поэтизации чувства.
При этом поразительна гениальность Пушкина, который, как писал Белинский, сумел придать образу скупого рыцаря черты подлинного высокого трагизма и заставил нас содрогаться «от трагического величия гнусной страсти». По «страшной силе пафоса» этот пушкинский образ достоин гения Шекспира.
В августе 1903 года Сергей Рахманинов (1873-1943), уже завоевавший европейскую известность как пианист и дирижер, отложив работу над оперой «Франческа да Римини», начатой еще летом 1900 года, обратился к одной из «маленьких трагедий» А. С. Пушкина. В 1906 году опера была постановлена и впервые исполнена вместе с другой оперой композитора «Франческа да Римини» на сцене Большого театра в Москве. Дирижировал Сергей Рахманинов.
Мощной трагической силой, непрерывным течением проникнута гениальная музыка рахманиновской оперы. Оркестровая ткань этого сочинения, которая концентрирует всю драматургию действия, поражает своей удивительной энергией, красотой и колоритом. При этом зловещая, трагическая фигура Барона-скупца, одержимого жаждой накопления богатства, господствует над действием от начала до конца. Музыка «Скупого рыцаря» полно раскрывает глубокий обличительный смысл, который заключен в изображении роковой власти золота над человеком, становящимся рабом своего богатства.