Русское трио
Программа:
Аренский. Фортепианное трио № 1 ре минор, ор. 32.
Чайковский. Фортепианное трио «Памяти великого художника» ля минор, ор. 50.
Исполнители:
Алена Косачева (скрипка).
Ярослав Кучерявых (виолончель).
Лейла Нахметова (фортепиано).
Ведущая — Марина Якушевич, лектор-музыковед.
Полюбившийся слушателям цикл «Салонные вечера» открывает новый сезон в новом пространстве — на Круглой сцене Государственного концертного зала им. Каца. И первая встреча будет проходить в лучших традициях русских салонов XIX столетия. Русское трио — непременный атрибут салонного ансамбля, он позволяет всем присутствующим почувствовать особую сокровенную связь между публикой в зале, музыкантами и композиторами. Каждый такой концерт хранит свою уникальную историю.
Молодые музыканты — артисты симфонического оркестра Алена Косачева (скрипка) и Ярослав Кучерявых (виолончель), Лейла Нахметова (фортепиано) и лектор-музыковед и искусствовед Марина Якушевич расскажут вам две невыразимо проникновенные истории о дружбе великих музыкантов, которая неожиданно обрывается...
Трио «Памяти великого художника» Чайковский посвятил безвременному уходу в 1881 году Николая Рубинштейна — русского пианиста-виртуоза, дирижера, основателя и первого директора Московской консерватории, непререкаемого в то время авторитета в музыкальной культуре. Для Чайковского он был другом, наставником и великолепным интерпретатором его произведений.
Лучшим сочинением Антона Аренского по праву считается Фортепианное трио № 1 ре минор. В определенной степени в нем чувствуются отголоски «Памяти великого художника» Чайковского, поскольку оно тоже стало откликом на личную утрату. В 1889 году ушел из жизни композитор и виолончелист-виртуоз Карл Давыдов, более десяти лет возглавлявший Санкт-Петербургскую консерваторию. Он был другом и исполнителем произведений Аренского, для которого уход Давыдова стал невосполнимой потерей.
Невероятно красивая и пронзительная музыка обоих трио звучит не как реквием, а как торжество бессмертия души художника. Великолепное сочетание виолончели, скрипки и фортепиано поражает своей искренностью. В ней вы не услышите «официального пафоса», а только очень личные и настоящие чувства.