(Не)танго и (не)барокко
Концерт в рамках «Белого фестиваля»
Пелецис. «Астор Пьяццолла, Оскар Строк и я» (Buena Riga)
Местре. Violintango Concerto
Позюмский. «Новый рецепт сюиты»
Лаврова. «Теория аффектов» (сочинение создано в рамках программы творческих заказов Союза композиторов России «Ноты и квоты»)
Камерный оркестр «Дивертисмент» (Санкт-Петербург)
Художественный руководитель — Илья Иофф
Финальный аккорд масштабного фестивального проекта слушатели всегда ждут с замиранием сердца. Фестиваль искусств «Белый фестиваль» вновь оправдывает самые смелые ожидания и приглашает посетить концерт Камерного оркестра «Дивертисмент» из Санкт-Петербурга. Во главе прославленного коллектива с 1998 года стоит заслуженный артист России, профессор, скрипач Илья Иофф.
В репертуаре оркестра, созданного в 1990 году, сложнейшие партитуры всех эпох — от барокко и классицизма до постмодернизма века ХХ-го и современных опытов с электроникой и перформансом века ХХI-го. Важное место в репертуаре «Дивертисмента» занимает русская классика: Чайковский, Аренский, Стравинский, Шостакович, Прокофьев, Шнитке. Но рассказ о фантастической атмосфере, царящей на концертах петербуржцев, был бы не полон, если не упомянуть авангардные поиски Мартынова, жесткие шаманские ритмы Хрущёвой, выразительную красоту Ахунова, трепетную лирическую интонацию Канчели или депрессивную рефлексию Десятникова. Как утверждают сами музыканты, они всегда находятся в поиске верного баланса между музыкальным звуком и белым шумом, покоем и порывом, гармонией и хаосом. А еще поклонники «Дивертисмента», живущие не только в России, но и за рубежом, обожают джаз, городской роман, танго или легкую популярную музыку в его исполнении. Ведь эта витальная энергия переносит человека в мир безоблачного счастья и надежды на лучшее.
В программе «(Не)танго и (не)барокко» новосибирцы услышат абсолютно самодостаточную музыку, создающую при этом единый узор, сотканный из тончайших взаимосвязей, скрытых смыслов и интонационных перекликаний.
В этот вечер сочинения в стиле барокко звучать не будут, но жанры и названия произведений современных авторов апеллируют к художественному направлению, наследие которого каждое поколение воспринимает по-своему, находя в нем глубинные смыслы и постигая его красоту. Заглавие «Теория аффектов» — словно эхо из барочного прошлого. Приверженец философских концепций в сочетании с новейшими технологиями, Светлана Лаврова обращается к истокам и предлагает современникам вдумчивое осмысление звукового текста. Композитор Руст Позюмский обучался игре на исторических инструментах и изучал традиции барокко. Воплощение этих знаний, а также внутренний отклик на музыку давно минувших дней во многом нашли отражение в его «Новом рецепте сюиты».
Но начнется концерт с интерпретаций танца страсти, элегантно завоевавшего весь мир. Отточенный музыкальный язык, безупречность формы в соединении с высокоинтеллектуальным наполнением отличает произведение «Астор Пьяццолла, Оскар Строк и я» композитора-модерниста и музыковеда Георга Пелециса. Скрипичный концерт ViolinTango, принадлежащий Мелани Местре, представляет собой сплав двух жанров. Произведение, созданное в модном направлении кроссовер, объединяющем контрастные друг другу концерт и танго, наполнено аллюзиями на шедевры скрипичного искусства и мелодии Пьяццоллы. Великолепное завершение «Белого фестиваля» — в шедеврах музыкального олимпа.