Viva Italia
Лауреат международных конкурсов: Наталья Михайлова, орган (Санкт-Петербург). Концерт на новом духовом органе «Diego Cera».
В программе: В. Беллини, Дж. Б. Мартини, А. Марчелло, М.-Э. Босси, Дж. Верди.
В программе концерта петербургской органистки Натальи Михайловой — сочинения итальянских мастеров XVII-XX веков.
Дж. Б. Мартини родился в 1706 году в Болонье, где прожил 78 лет. В 23 года он принял сан священника. Падре Мартини на протяжении нескольких десятилетий находился в центре музыкально-общественной жизни Италии, собрал уникальную коллекцию книг и манускриптов. Среди его учеников — И.К. Бах и В.А. Моцарт. Его именем названа Болонская консерватория и городская библиотека. В творчестве Мартини следовал традициям «римской школы». Он является автором месс, ораторий, произведений для органа, клавесина. Будет исполнено Адажио падре Мартини.
В. Беллини — композитор первой четверти XIX века. Он прожил всего 34 года. За свою короткую жизнь он успел создать 11 опер. Сила его дарования — в его мелодиях, близких народным, и в искренности выражения. Общий характер музыки Беллини — мягкий, с оттенком грусти. В простоте его письма можно найти противоречие сложному стилю композиции его современников. В своём творчестве он обращался и к органу. Прозвучит Соната Беллини соль мажор.
М.-Э. Босси — композитор и органист-виртуоз. Он активно гастролировал на протяжении всей жизни, в частности, в 1906 и 1912 гг. выступал в Москве. Руководил Венецианской (1895-1902) и Болонской (1902-1911) консерваториями, музыкальной школой в Риме (1916-1922). В программе концерта — Ave Maria и Скерцо соль минор.
Вице-султан Египта предложил Дж. Верди создать оперу на национальный сюжет — музыка должна была сопровождать открытие Суэцкого канала и Каирского оперного театра. В 1871 году была написана опера «Аида», специально для которой композитор придумал так называемые «египетские трубы». Именно с их фанфарного восклицания начинается грандиозный финал второго действия, в котором звучит триумфальный марш. К. Фумагалли сделал его переложение для органа.
Композитор эпохи барокко А. Марчелло происходил из дворянской семьи, и прежде всего он был математиком, философом и поэтом. Музыку Марчелло сочинял для удовольствия. В числе его сохранившихся произведений — 12 кантат, 12 сонат для скрипки и 18 концертов для различных солирующих инструментов с оркестром. Прозвучит Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор в переложении для клавира И.С. Баха.
Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом, увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Сочинение столь популярно у слушателей органных вечеров, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» шедевров органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор.
Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Концерт ля минор, BWV 593:
Tempo giusto — Adagio — Allegro.