Салонные вечера
Вы бывали когда-нибудь на вечеринке в стиле «бидермайер»? Если еще нет, то атмосфера сегодняшних «Салонных вечеров» перенесет вас в уютную Германию XIX века.
Бидермайер представляет собой культурное явление, которое было популярно в 1815–1848 годы. Появилось оно в немецком и австрийском искусстве и распространилось по всей Европе и даже коснулось России. После наполеоновских войн и до революционных событий был относительно спокойный период в политической жизни Европы, что способствовало романтизации быта. Стало «модным» проводить больше времени с семьей, предаваться простым домашним делам, наслаждаться тихими радостями каждого дня.
Неотъемлемой составляющей этого периода становится домашнее музицирование. Фортепиано было в каждой гостиной, даже существовала его «лайт-версия» – так называемое «столовое», звуковой яркостью оно не блистало, но по стоимости было доступно многим. В каждом доме проходили «домашние концерты», которые устраивались исключительно для эстетического удовольствия.
В этот период рождалось много «домашней музыки». К числу произведений, предназначенных для исполнения в теплом семейном или дружеском кругу, относятся Соната «Арпеджионе» Шуберта и «Три фантастические пьесы» Шумана, а его «Сказочные картины» и «Адажио и Аллегро», хотя и написаны несколько позже, но также близки этой стилистике. То же можно сказать и о «Созерцании» и Венгерском танце № 6 Брамса, которые прозвучат в этой программе. Вся эта музыка удивительно светлая, нежная, пронизана особой теплотой и всепоглощающей любовью. Отличительной особенностью «домашних» сочинений было обязательное присутствие фортепианной партии и возможность выбора солирующего мелодического инструмента.
К началу XX века понятие «бидермайер» стали употреблять в значении «старые добрые времена». Это были, действительно, очень добрые, милые и спокойные времена… Вы перенесетесь в них благодаря чудесной музыке «Салонных вечеров», которую исполнит великолепное трио солистов Новосибирской филармонии: Татьяна Шевченко (фортепиано), Ярослав Кучерявых (виолончель) и Илья Тарасенко (альт).
В программе:
I отделение
Ф. Шуберт. Соната «Арпеджионе»;
Р. Шуман. Адажио и аллегро для фортепиано и валторны ля-бемоль мажор, Ор.70.
II отделение
Р. Шуман. Три фантастические пьесы для виолончели (кларнета) и фортепиано, Op.73;
Р. Шуман. «Сказочные картины» для альта и фортепиано, Ор.113;
Й. Брамс. «Созерцание»;
Й. Брамс. Венгерский танец № 6.