Светлое будущее в музыке XX века
Исполнители:
Лауреат международных конкурсов Алина Отяковская — сопрано;
Елизавета Вайслейб — меццо-сопрано;
Сослан Кусов — тенор;
Лауреат международных конкурсов Владислав Бирюков — баритон;
Лауреат международных конкурсов Ольга Волкова — скрипка;
Московский государственный симфонический оркестр;
Хор Минина/Московский государственный академический камерный хор;
Детский хор «Весна» им. Пономарёва;
Дирижёр — Иван Рудин, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов.
Программа:
Л. Яначек (Leoš Janáček1854—1928) — Putovánídušičky («Странствия души») концерт для скрипки с оркестром JW 9/10 (1926);
М.С. Вайнберг (1919–1996) — Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)
Allegretto Cantabile;
Cadenza. Lento — Adagio;
Allegro Moderato — Poco Rubato;
Н.А. Рославец (1881–1944) — «Комсомолия» симфоническая поэма (1928);
Д.Д. Шостакович (1906–1975) — Симфония № 2 H-dur «Октябрю» op. 14 (1927). Largo;
Хор «Октябрю» на ст. А.Безыменского;
Э. Шульхоф (Ervín Schulhoff 1894–1942) — Коммунистический манифест на тексты из Das Kommunistische Manifest Карла Маркса и Фридриха Энгельса, кантата для оркестра, хора и солистов WV100 (1932).
Первая половина XX века в России и Европе стала временем тяжелейших потрясений. Культура была наполнена острыми эстетическими и идеологическими столкновениями. В диалог и конфликт вступали разные музыкальные течения: поздний романтизм и экспрессионизм, неоклассицизм и авангард.
Самобытный чешский композитор Леош Яначек (Leoš Janáček 1854–1928) с молодости увлекался моравским фольклором и в своей музыке часто использовал народные мелодии. Яначек был безгранично отзывчив на любое проявление несправедливости и насилия в мире и обладал глубоким даром сопереживания, не зря Борис Пастернак писал, что мир воспринимался композитором в «сострадательном падеже».
Яначек начал работу над Концертом для скрипки с оркестром «Странствия души» во время визита в Англию 1920-е годы. Он создал три рукописи, но ни одну из них не завершил. Над разделами сочинения сохранилось несколько пометок автора: «В человеке», «Родная душа, дарованная каждому», «Орёл», «Без души до конца», «Инструменты умирают». Позже Яначек использовал музыку Концерта в опере «Из мертвого дома». В конце 1980-х годов композиторы Милош Штедронь и Леош Фалтус реконструировали композицию, опираясь на сохранившиеся рукописи Концерта и музыку из оперы.
Эрвин Шульхоф (Ervín Schulhoff 1894–1942) — один из тех композиторов, кто в годы Второй мировой войны оказался в застенках концлагерей и оттуда уже не вернулся. Его сочинения пополнили нацистский список «дегенеративного искусства». В противовес импрессионистической и фольклорной стилистике, популярной в Чехословакии в 20–30-е годы, он активно использовал джазовую палитру в симфонической музыке, а также увлекался дадаизмом и экспрессионизмом.
Шульхоф никогда не скрывал приверженность коммунистическим идеям, и 1932 году он написал кантату на текст «Манифеста коммунистической партии», которую посвятил 50-летию со дня смерти Карла Маркса. Так как изначально Шульхоф мыслил исполнение кантаты на открытом воздухе, он выбрал огромный состав: 4 солиста, двойной смешанный хор, детский хор и оркестр, разделённый на три состава, каждый — в разных частях площади и со своим дирижёром. При жизни композитора «Манифест» так и не был исполнен. Первое исполнение грандиозного сочинения прошло в Праге в 1967 году под управлением дирижёра Карела Анчерла.
Николай Рославец (1881–1944) был признанным вождём русского музыкального авангарда в 1920-е годы. Сродни передовым художникам того времени — кубистам, футуристам, фовистам — он искал новый язык в искусстве и создал оригинальную теорию композиции. Однако в конце 1920-х годов его обвинили в «формализме» и несоответствии идеологии пролетарской, понятной простым людям культуры и наложили запрет на исполнение его музыки. Жизнь Рославца — олицетворение трагедии русского авангарда после Октябрьской революции 1917 года, когда память о неугодных власти деятелей искусства сознательно истреблялась.
Впервые симфоническая поэма «Комсомолия» была исполнена в 1928 году и транслировалась по радио, однако в это же время готовилась расправа над композитором и его соратниками-авангардистами. Экспериментальность «Комсомолии» подтверждала «формализм» Рославца. Партитура так и не была издана, и лишь в конце 1980-х годов музыковед Марина Лобанова обнаружила ее в фонде Государственного музыкального издательства.
Симфония № 2 («Октябрю») была заказана отделом агитации и пропаганды Музсектора Госиздата специально к десятилетию Октябрьской революции. В том числе благодаря этой симфонии, Шостаковича назвали «идеологически наиболее советским композитором». Однако «лавры» эти впоследствии отобрали, симфония не стала репертуарной и подверглась забвению после статьи 1936-го года «Сумбур вместо музыки», когда газета «Правда» обвинила композитора в антинародном, формалистическом характере оперы «Леди Макбет Мценского уезда».
Вторая симфония — музыкальный памятник наивной вере в коммунистические идеалы. Её сравнивают с воплощенным в музыке массовом празднестве первых послеоктябрьских лет, когда тёмный хаос, символизирующий беспросветное прошлое, сменяется пробуждением революционной силы и ведёт к торжественному прославлению Октября.
Композитор Мечислав Вайнберг (1919–1996) считал себя последователем творчества Шостаковича. Он писал: «Я — ученик Шостаковича, хотя не провёл с ним ни часа урока, считаю себя учеником, плотью от плоти». Концертино для скрипки и струнного оркестра было написано им в 1948 году, который стал драматичным для композитора. В этом году в рамках совещания ЦК по вопросам «исправления ошибок на музыкальном фронте» творчество Вайнберга подверглось критике, был убит тесть композитора, основатель Государственного еврейского театра Соломон Михоэлс, и через несколько лет Вайнберг как родственник Михоэлса был посажен в тюрьму по делу «врачей-вредителей».
При жизни Вайнберга Концертино так и не было исполнено. Премьера сочинения состоялась в 1999 году в Москве на фестивале камерной музыки М.С. Вайнберга, посвящённом 80-летию со дня его рождения. В Концертино, которое написано в неоромантическом стиле, Вайнберг сочетает современный музыкальный язык с чертами музыки предшествующих эпох.
С одним антрактом.