Терезин. Квартет
Эрвин Шульхоф, Гидеон Кляйн, Павел Хаас, Ханс Краса «Терезин. Квартет»
Постановка «Терезин. Квартет» посвящена узникам концентрационного лагеря Терезиенштадт, где в 1941–1945 годы нацистским режимом были убиты 33 тысячи человек, а 88 тысяч человек депортированы в Освенцим и другие лагеря смерти. Терезин был освобожден советскими войсками 9 мая 1945 г
Программа:
Ханс Краса. Тема и вариации для струнного квартета (Квартет №2)
Хореограф — Татьяна Баганова
Эрвин Шульхоф. Пять пьес для струнного квартета
Хореограф — Александр Сергеев
Гидеон Кляйн. Партита для струнных
Хореограф — Максим Петров
Павел Хаас. Струнный квартет №3
Хореограф — Алессандро Каггеджи
«Терезин. Квартет» — это 4 одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов — узников нацистских концлагерей.
Эрвин Шульхоф, Гидеон Кляйн, Ханс Краса и Павел Хаас — известные чешские композиторы, оказавшиеся в силу стечения обстоятельств в концентрационном лагере Терезиенштадт. Не смотря ни на что, они и там продолжали творить и писать музыку.
Эрвин Шульхоф был одним из самых популярных чешских композиторов своего времени. Шульхоф родился в Праге в 1894 году в состоятельной еврейской семье. В 1932 году он основал джазовый квартет и работал над идеей создания джазовой школы по подготовке и трудоустройству джазовых музыкантов. По мере того, как жизнь становится всё сложнее для евреев и приверженцев «левых» убеждений, Эрвин Шульхоф всё больше проникается идеями коммунизма. В 1932 году он пишет музыку к Коммунистическому манифесту (это произведение никогда не исполнялось и долгое время считалось утерянным, его обнаружили в СССР только в 60-х годах). В 1941 году он получил советское гражданство и ждал визы для себя, своей жены и сына. Уверенный в успехе, он заранее отослал свои работы в СССР, что спасло творческое наследие композитора от уничтожения.
23 июня 1941 года, на следующий день после нападения Гитлера на Советский Союз, Эрвина Шульхофа бросили в тюрьму. Зимой 1941 года он был депортирован в концлагерь Вюльцбург в Баварии. Музыканту симпатизировал комендант лагеря, поэтому Шульхоф был избавлен от полевых работ. Но его здоровье быстро ухудшалось. Преждевременная смерть композитора в концентрационном лагере Вюльцбург в 1942 году привела к почти полной потере его творческого наследия в истории музыки.
Гидеон Кляйн родился 6 декабря 1919 года в г. Пршерове в Моравии. 1 декабря 1941 года был депортирован в Терезиенштадт. Кляйн продолжал давать сольные концерты как пианист и исполнял камерную музыку со своими коллегами из Праги. Он участвовал в подготовке и музыкальном сопровождении спектаклей, аккомпанировал певцам. Среди музыкальных произведений, написанных в Терезине, были камерная струнная музыка, хоровые произведения, мадригалы на стихи Гельдерлина и Вийона, фортепианная соната, музыка для театра. В концлагере он встретился с молодым одаренным поэтом из Праги Петром Кином и написал на его стихи «Чумной город» песенный цикл для альта и фортепиано. 1 октября 1944 года Гидеон Кляйн был отправлен в Освенцим, а оттуда в Фюрстенгрубе, трудовой лагерь по добыче угля около Катовиц в Польше. Его не стало 27 января 1945 года в возрасте 26 лет.
Павел Хаас родился 21 июня 1899 года в Брно. Начал сочинять музыку с 14 лет. В 1920-1922 гг. учился в консерватории у выдающегося композитора Леоша Яначека. 2 апреля 1938 года в Брно состоялась премьера оперы Хааса «Шарлатан». 2 декабря 1941 года Хаас был отправлен в Терезиенштадт, где продолжал сочинять музыкальные произведения. Первая работа, созданная в концлагере, — хоральная композиция «Не оплакивайте» на основе еврейских текстов Давида Шимони. Затем последовали «Этюд для струнных инструментов» (1943) и «Четыре песни китайской поэзии» (1944). Оба произведения исполнялись заключенными Терезина и часто звучали в послевоенных музыкальных программах. 16 октября 1944 года Павла Хааса депортировали в Освенцим.
Ханс Краса родился 30 ноября 1899 года в Праге. Учился в Праге и в Немецкой музыкальной академии. Восхищался произведениями Игоря Стравинского. Несколько его произведений были опубликованы в Вене и Париже. Работал в качестве преподавателя по вокалу в Новой немецкой опере. В 20-х годах выступал в Соединенных Штатах и Франции. Создал несколько песенных циклов для оркестра и для фортепиано, симфонию для маленького оркестра, струнный квартет, кантату «Земля Господа», оперу «Обручение во сне» по новелле Достоевского «Дядюшкин сон», камерное произведение для клавесина и семи инструментов. После нескольких лет, проведенных в Терезине, 16 октября 1944 года был отправлен в Освенцим.
В проекте главенствует число 4. Здесь будет звучать музыка, написанная для струнного квартета. На сцене в каждом балете единовременно будет находиться от 4 до 8 человек.
Перед нами предстанет лагерь Терезин, который считался лагерем легкого содержания. Там собрали заключенных с очень высоким уровнем культуры и образования. Среди них оказалось немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью. В Терезине были лекционные залы, выпускались журналы, проводились спектакли и выставки. Но проходило время, и заключенных отправляли в лагеря, подобные Освенциму.
На сцене — четыре истории узников Терезиенштадта, рассказанные языком современного балета в постановке четырех известных российских хореографов.