Духовная музыка Галины Уствольской
Исполнители:
Лауреат международных конкурсов Карина Хэрунц — меццо-сопрано (Армения);
Лауреат международных конкурсов Никита Истомин — труба;
Лауреат международных конкурсов Фёдор Шагов — туба;
Лауреат международных конкурсов Аделина Тазиева — флейта-пикколо;
Лауреат международных конкурсов Павел Чередниченко — гобой;
Лауреат международных конкурсов Владимир Губченко — кларнет;
Лауреат международных конкурсов Андрей Оганесов — скрипка;
Лауреат международных конкурсов Даниил Беликов — перкуссия;
Лауреат премии Seiler (2000), награжден почётным знаком «За достижения в культуре» (2002), член московского союза композиторов (2007) Михаил Дубов — фортепиано;
Дирижёр — Игорь Бобович, лауреат международных конкурсов: конкурса старинной музыки в Гааге (Нидерланды), имени Марии Канальс в Барселоне (Испания), им. Баха в Лейпциге (Германия), Pacemin Terris в Байройте (Германия).
Программа:
Г.И. Уствольская (1919–2006) — Композиция № 1 Donanobispacem для флейты пикколо, тубы и фортепиано (1970–1971);
Г.И. Уствольская — Симфония № 4 «Молитва», для контральто, трубы, фортепиано и тамтама. Текст Германа Расслабленного (1985–1987);
Г.И. Уствольская — Симфония № 5 Amen, для скрипки, гобоя, трубы, тубы, ударных и солиста (1989–1990);
Г.И. Уствольская — Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1949).
В 1999 году музыковед Ольга Гладкова писала: «Галина Уствольская — сегодня, как и двадцать лет назад — по-прежнему остаётся самой загадочной фигурой музыкального Петербурга, а её сочинения всё также оставляют ощущение тайны, непознанности и невозможности полного познания». Такие же чувства творчество композитора вызывает и по сей день.
Галина Уствольская никогда не писала музыку на заказ, не стремилась построить блестящую карьеру и не обладала амбицией «проталкивать» свои сочинения на сцену. Быть может, с этим и связана трудная судьба её музыки на отечественной сцене.
Она была любимой ученицей Шостаковича, и звание его последовательницы неотступно преследовало её всю жизнь. В любой публикации об Уствольской рядом с её фамилией обязательно стояла фамилия Шостаковича, и от этой связи, как от пуповины, которую нужно поскорее обрезать, Уствольская всё время пыталась отмежеваться.
Учителя и ученицу связывали непростые отношения. «Не ты находишься под моим влиянием, а я под твоим»; «Я верю в то, что музыка Галины Уствольской обретёт всемирное признание всех, кому дорого настоящее творчество», — писал Шостакович.
Однако, как бы ни разошлись творческие пути двух композиторов, сочинения Уствольской всё равно воспринимаются как продолжение линии Шостаковича, достигшее крайней степени аскетичности и экзистенциальной мощи.
Нередко в своих сочинениях Уствольская использовала литургические названия и тексты христианских молитв. В музыке она отражала борения Света и Мрака и стремление обрести гармонию через молитву. «Мои сочинения несомненно, духовны, потому что в них я отдала себя всю: мою душу, моё сердце», — писала композитор.
Музыка Уствольской запечатлела Апокалипсис XX века. Характер её сочинений суров и наполнен трагической экспрессией. Музыкальная ткань их — жёсткая, остродиссонантная, порой крайне напряжённая. Она обращена к чуткому слушателю, который готов интуитивно откликнуться на услышанное. «Если я всю себя, все свои силы вкладываю в свои сочинения, то и слушать меня надо по-новому, тоже вкладывая свои силы».
С одним антрактом.