Наверх

Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина. Второй концерт

Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина. Второй концерт Добавить в свой календарь

Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина. Второй концерт

25 мая, сб, 19:00
1000-2500
12+
130
Купить билет через:

Программа «Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина» посвящена творчеству представителей русской фортепианной школы XIX-XX веков: как редко исполняемых композиторов, так и классиков русской фортепианной школы.

Ирландец по происхождению, Джон Филд оказал значительное влияние на развитие романтической фортепианной школы в России, где написал свои основные произведения. Среди его учеников — М. И. Глинка, А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилев и В. Ф. Одоевский. В 22 года он решил переехать в Россию, где получил широкую известность как виртуозный исполнитель, композитор и педагог. В его репертуаре присутствует множество произведений, посвященных русской тематике. Среди них — вариации на русскую плясовую тему «Камаринская».

Тема «Камаринской» получила развитие у широкого круга композиторов. Так, М. И. Глинка написал одноименную оркестровую фантазию, которая основана на двух контрастных русских народных темах — свадебной и плясовой. Ее переложение для фортепиано сделал С. М. Ляпунов. Ему была близка тема национального мелоса: Ляпунов был участником первой русской научной фольклорной экспедиции и одним из авторов первой научной публикации русских народных песен.

В. Ф. Одоевский известен, в первую очередь, как писатель-романтик, а также как один из основоположников российского музыкознания, который внес большой вклад в формирование Русского музыкального общества и создание Московской консерватории. Помимо литературы и научных трудов, он посвящал время и сочинению музыки, в которой отразилась его увлеченность фольклором: пьеса «Колыбельная» отражает широту дыхания и напевность, свойственные протяжным русским песням.

Творчество Н. К. Метнера неразрывно связано с интеллектуальной культурой Серебряного века: богатый эмоциональный фон его сочинений заключен в рамки строго продуманной, совершенной формы. Метнер стал создателем нового фортепианного жанра — сказки, прототипом которого можно считать «Фантастические пьесы» Р. Шумана. В 1903 году Метнер впервые публично выступил как композитор, где, наряду с произведениями Баха, Бетховен и Шопена, исполнил свой цикл «Картины-настроения». В нем, как и в сказках, он не иллюстрирует внешнее действие, но рисует образы многогранных внутренних переживаний.

Фортепианный стиль А. Н. Скрябина схож со стилем Метнера по эмоциональному накалу, но содержит в себе иные смыслы. Философия Скрябина стремится освободить чувство от материального и привести его к вселенскому откровению. Жанр прелюдий стал для Скрябина творческой лабораторией, где он апробировал новые идеи. Заключительный цикл прелюдий из опуса 74 считают самым совершенным его творением в этом жанре. Другим значимым жанром среди сочинений Скрябина стала поэма. К первым образцам фортепианных поэм относятся две пьесы из 32 опуса.

Романсовое творчество С. В. Рахманинова по популярности стоит наравне с его крупными симфоническими и фортепианными произведениями. Среди самых известных — шедевральные романсы «Сирень» и «Маргаритки», образцы созерцательной рахманиновской лирики.

М. П. Мусоргский был не только блестящим композитором, но и, по мнению близких к балакиревскому кружку, лучшим его пианистом. Цикл «Картинки с выставки» был написан под впечатлением от посмертной выставки его друга, художника В. А. Гартмана. В цикле композитор как бы приглашает нас пройтись с ним по выставке: десять пьес, каждая из которых посвящена произведениям Гартмана, объединяются начальной темой «Прогулки», когда герой словно переходит от одного образа к другому.

Исполнители:
Алексей Любимов, Народный артист РФ;
Сергей Каспров, лауреат международных конкурсов;
Екатерина Державина, лауреат международных конкурсов;
Владимир Иванов-Ракиевский, лауреат международных конкурсов.

В концерте задействованы исторические фортепиано из коллекций Алексея Ставицкого (Музей фортепиано, Рыбинск), Алексея Любимова и «МИРА-центра», Москва-Суздаль: Tischner (Санкт-Петербург, ок. 1830), Wirth (Москва, ок. 1845), Becker (1900).

Реставрация, подготовка, концертное обеспечение: Алексей Ставицкий.

В программе:
Дж. Филд (John Field 1782-1837). Вариации «Камаринская» си-бемоль мажор, H. 22;
Дж. Филд (John Field 1782-1837). Ноктюрн № 2 до минор, H. 25;
С. М. Ляпунов (1859-1924). «Камаринская», переложение для фортепиано фантазии на две русские темы М. И. Глинки;
В. Ф. Одоевский (1803-1869). «Колыбельная».
Исполняет Владимир Иванов-Ракиевский, фортепиано Tischner и Wirth.

Н. К. Метнер (1879-1951). Восемь картин-настроений, op. 1 (1896–1897);
Н. К. Метнер (1879-1951). 3 сказки, op.42 (1921–1924).
Исполняет Екатерина Державина, фортепиано Wirth и Becker.

А. Н. Скрябин (1872-1915). 2 поэмы для фортепиано, op. 32 (1903);
А. Н. Скрябин (1872-1915). 5 прелюдий для фортепиано, op. 74 (1914).
Исполняет Алексей Любимов, фортепиано Becker.

С. В. Рахманинов (1873-1943). «Сирень» из «12 романсов», op.21/ 5 (1900-1902), транскрипция для фортепиано соло, op.21/ 5a (1913-14);
С. В. Рахманинов (1873-1943). «Маргаритки» из «6 стихотворений» (1916), транскрипция для фортепиано соло op.38, (1922?/1940), № 3a;
М. П. Мусоргский (1839-1881). «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано (1874), MM 59.
Исполняет Сергей Каспров, фортепиано Becker.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Господин Литвинович. Карабины

14 мая, вт, 19:00
Один из самых популярных современных чтецов поэзии — Господин Литвинович — приглашает на премьеру своей новой авторской программы «Караби...
Подробнее

Оркестр CAGMO. Саундтреки Эйнауди

15 мая, ср, 19:00
CAGMO представляет концертную программу по мотивам творчества великого композитора — «Саундтреки Эйнауди» в исполнении большого состава о...
Подробнее

Wildways

15 мая, ср, 19:00
Подробнее

Mirеle

16 мая, чт, 19:00
Mirèle — сольный проект Евы Гурари, в прошлом 1/2 группы «Мы», сейчас автор хитов «Скинь котиков», «Я сила» и других треков, которые вы с...
Подробнее

Raindigo

17 мая, пт, 19:00
Безбашенные парни из Raindigo оказали российской сцене неоценимую услугу — ребята напомнили, что готика не только живее всех живых, но и ...
Подробнее

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!