Перголези и Вивальди. Неаполь и Венеция 1 марта, сб, 19:00
Событие состоялось 1 марта, сб, 19:00
Исполнители:
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Дирижёр — Игорь Бобович.
Диляра Идрисова — сопрано;
Галина Круч — сопрано;
Яна Дьякова — меццо-сопрано.
В программе::
Дж. Перголези (Giovanni Battista Pergolesi 1710-1736). Мотет Salve Regina / «Славься, Царица» a-moll для голоса, струнных и basso continuo P. 75 (1730-е). Исп. Диляра Идрисова;
А. Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi 1678-1741). Синфония Al Santo Sepolcro / «У Гроба Господня» струнных и basso continuo h-moll, RV169;
Adagio molto;
Allegro ma poco;
Дж. Перголези (Giovanni Battista Pergolesi 1710-1736). Orfeo / «Орфей», кантата для сопрано, струнных и basso continuo P.115 (1736?). Исп. Галина Круч;
Дж. Перголези (Giovanni Battista Pergolesi 1710-1736). Dalsigre, ahi mia Dalsigre, кантата для голоса и basso continuo P.114 (1732?). Исп. Яна Дьякова;
Дж. Перголези (Giovanni Battista Pergolesi 1710-1736). Luce degli occhi miei / «Свет моих глаз», кантата для голоса, струнных и basso continuo P.110 (1731?). Исп. Галина Круч;
Дж. Перголези (Giovanni Battista Pergolesi 1710-1736). Chi non ode e chi non vede / «Те, кто не слышит и не видит», кантата для сопрано, струнных и basso continuo P.117. Исп. Диляра Идрисова;
А. Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi 1678-1741). Концерт / Синфония для струнных и basso continuo e-moll, RV134;
Andante e pianissimo;
Allegro;
Дж. Перголези (Giovanni Battista Pergolesi 1710-1736). Мотет Salve Regina / «Славься, Царица» для голоса, струнных и basso continuo P. 78 (1730-е). Исп. Яна Дьякова;
XVII век подарил всем, чья жизнь в искусстве, прекрасную и причудливую эпоху bаrоссо. Колыбелью этого восхитительного стиля стала Италия. И практически в каждом городе страны был творец, обессмертивший его.
Два музыкальных центра Италии Неаполь и Венеция связаны с именами гениальных представителей эпохи барокко Джованни Перголези и Антонио Вивальди.
В возрасте 15 лет Перголези (Giovanni Battista Pergolesi 1710-1736) приехал в Неаполь для обучения в консерватории. Очень скоро он стал известен как скрипач и органист. Зазвучали первые композиторские опыты Перголези. За отпущенные ему 26 лет музыкант открыл многогранность жанра оперы-buffa, который очень быстро обрёл популярность и расцвёл в творчестве Россини и Моцарта, создал вокальные и инструментальные сочинения в разных жанрах. Но исследователи его творчества по сей день не могут точно сказать, сколько же на самом деле произведений в творческом каталоге композитора, ведь только около 50 опусов (из возможных пятисот) гарантировано принадлежат его перу. К тем, в которых авторство не вызывает сомнения, относятся камерные кантаты, созданные в последние годы жизни Перголези и предвосхитившие арии классической ореrа seria. До знаменитого «Орфея и Эвридики» Глюка оставалось ещё почти 30 лет, а «Орфей» Перголези уже воспевал Любовь и великую силу искусства. Среди самых известных духовных произведений композитора — мотет Salve Regina, григорианский хорал на текст XII века. Это богородичное песнопение было создано Перголези для исполнения во время службы в римской церкви Санта-Мария-деи-Сетте-Долори. Композитор искусно сочетал каноны полифонического письма храмовой музыки с эмоциональностью и оперным драматизмом. Сочинения Перголези нельзя назвать только светскими или только духовными. В них очень тонко и гениально переплетены возвышенность и человечность, порыв и отрешённость. В них собраны творческие и чувственные открытия Музыканта и Человека.
4 марта 1678 года в Венеции в семье профессионального музыканта-скрипача Джованни Баттисты Вивальди родился мальчик, которому дали имя Антонио Лючио (Antonio Lucio Vivaldi 1678-1741). Одарённый музыкант, Антонио-скрипач с раннего возраста выступал с отцом на концертах. В 13 лет Антонио-композитор написал своё первое духовное сочинение. Юного Вивальди готовили к церковному служению, но желание создавать музыку оказалось сильнее, определив его судьбу. В Италии было обычным сочетание церковной и творческой деятельности. В 25 лет Антонио Вивальди был посвящён в духовный сан. Однако непростой характер «рыжего священника», как прозвали Вивальди за необычный цвет волос, часто тревожил размеренную жизнь прихода в угоду творческому порыву. Одним из основных, если не главным предпочтением композитора была инструментальная музыка, в частности — симфонии и concerto grosso. В них композитор формирует привычный нам классический сонатно-симфонический цикл с чередованием быстрых и медленных частей, гениально соединяя благоговейное смирение священника и творческую мятежность Дируса (Неистового), как прозвали его друзья. Одним из самых преданных почитателей творчества Антонио Вивальди был великий Иоганн Себастьян Бах, благодаря переложениям которого скрипичных концертов Вивальди, имя последнего сохранилось в истории. Российский музыковед Лев Раабен писал: «Бах переложил концерты Вивальди не для того, чтобы сделать их доступными для широких кругов, и не для того, чтобы учиться на них, но только потому, что это доставляло ему удовольствие». Быстро став известным при жизни, Вивальди так же быстро был забыт после смерти. Но в ХХ веке справедливость восторжествовала, вернув музыкантам гениального Маэстро.
В программе возможны изменения.