Так поступают все женщины?
История «Cosi fan tutte» началась 245 лет назад, когда осенью 1789 года В.А. Моцарт получил от императора Йозефа II заказ на эту оперу. Либреттист — Лоренцо да Понте, в сотрудничестве с которым композитор создал «Свадьбу Фигаро» и «Дона Жуана», — взял за основу сюжета случай, произошедший в Вене в конце XVIII. Либретто оперы сразу же вызвало бурные обсуждения. Многие считали его легкомысленным и фривольным. Если в «Свадьбе Фигаро» да Понте имел в качестве первоисточника либретто гениальную комедию Бомарше, а в «Дон Жуане» — различные литературные варианты классического сюжета о великом соблазнителе, то для новой оперы Моцарта он создал полностью самостоятельное либретто, нисколько не уступающее по стройности и логичности драматургии двум предыдущим. Это классическое либретто с двумя парами влюбленных, хитроумной служанкой и циником — искусителем, с комическими заговорами и переодеваниями.
Премьера «Cosi fan tutte» состоялась в венском Бургтеатре в январе 1790 года под управлением автора. Затем опера ставилась на ведущих оперных сценах мира под самыми невероятными названиями. В Метрополитен-опера она именовалась «Женщины, подобные этой», в Англии — «Услуга за услугу», в Германии у нее было несколько названий: «Кто выиграл пари?», «Месть девушек» и почему-то «Партизаны»; в Дании – «Побег из монастыря», во Франции — «Китайский чернорабочий»… В России опера была впервые исполнена в 1816 году в Петербурге и называлась «Испытание женской верности».
Героями новой версии оперы Моцарта в постановке Елизаветы Мороз на сцене Нижегородского театра оперы и балета становятся наши современники, живущие в реальном мире, приходящие каждое утро в «реальный» офис. Им кажется, что это лишь репетиция настоящей жизни. И совсем скоро они перенесутся в волшебную действительность, где их ждет головокружительная карьера и неземная любовь. Молодые и амбициозные, они еще не догадываются, что погружение в виртуальную реальность — это лишь игра, иллюзия. Ложь и мистификация не приносят радость. А счастье притаилось рядом, за соседним офисным столом — настоящее, прекрасное, живое.
Режиссер-постановщик Елизавета Мороз ставит в названии нового спектакля знак вопроса «Cosi fan tutte?» / «Так поступают все женщины?». И этот вопрос нельзя отнести конкретно ни к веку классического искусства — XVIII, ни к более чем противоречивому XXI веку. Чувства и взаимоотношения людей с начала мира и по сей день строятся на доверии и подозрении, на соперничестве и любви.
Так правда ли то, что так поступают — гоняются за призрачными дарами — все женщины? Или так поступают все, и не только женщины? Смогут ли герои спектакля понять, что самое ценное и главное заключено в них самих?
Елизавета Мороз — одна из ярких представителей новой российской режиссерской школы. Спектакли в её постановке видели зрители в Москве и Красноярске, Перми и Калининграде, Ярославле и Екатеринбурге. В Нижегородском театре оперы и балета она поставила оперы Ж. Бизе «Кармен» (постановка стала лауреатом премий «Онегин» и «Браво» как лучший оперный спектакль 2023 года) и Г.Ф. Генделя «Триумф Времени и Разочарования» (совместно с Дягилевским фестивалем в Перми).
Драматург спектакля Алексей Парин — российский театровед, музыкальный критик, поэт, переводчик поэзии, писатель, либреттист, автор множества монографий, более чем 700 эссе и статей по проблемам современного музыкального театра и художественного перевода.
Художник-постановщик (сценография, костюмы) Мария Трегубова четыре раза становилась лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «работа художника», награждена премией «Хрустальная Турандот» в номинации «лучшая работа художника», стала обладателем Гран-при за создание павильона России на Всемирной выставке сценографии и театральной архитектуры «Пражская квадриеннале» в 2007 году.
Художник по свету Александр Романов работает со многими крупными российскими и зарубежными театрами и творческими проектами различных направлений, таких как: опера, балет, современная хореография, мюзиклы, шоу, инсталляции, перфомансы, концерты, ивент мероприятия. Художник по свету фестиваля Context. Diana Vishneva.
Видеохудожник Дмитрий Мартынов является одним из крупнейших специалистов по видеотехнологиям. Он осваивает и внедряет сложнейшие программы последнего поколения, выводя театр на современный технологический уровень. Приглашался в качестве видеохудожника в Московский театр Ленком, ГАБТ, ЦАТРА, театр им. М.Н. Ермоловой, МХТ им. А.П. Чехова, Истринский драматический театр.