Наверх

Лебединое озеро

Событие состоялось 24 февраля, сб, 18:00
Театр оперы и балета , ул. Перенсона, 2
+7 (391) 227-86-97
500
6+
185

Последнее романтическое произведение европейской культуры (А. Демидов) появилось, когда романтическая эпоха с ее традиционными сюжетами и героями ушла в прошлое. Ни хореограф (В. Рейзингер), ни традиционный тогда «концертный» балет, ни время, уже разрушенных или искаженных романтических канонов, не было готово к устаревшей романтической коллизии и, опередившей свое время, мощной симфонической музыкальной драматургии балета.

Первая постановка «Лебединого озера» в Москве (1877) не оставила заметного следа в сценической судьбе балета, кроме многочисленных и постоянных попыток «вернуться к первой редакции» (речь, разумеется, идет о партитуре, либретто, но не о хореографии).

Вторая постановка «Лебединого озера» (М. Петипа, Л. Иванов) в Санкт-Петербурге (1895) стала классической, и под ее влиянием, вольным или невольным, создавались все последующие балеты. Наступающая эпоха модерна требовала изысканной декоративной красоты, сложного психологизма, декадентской меланхолии и роковой обреченности. Этот запрос времени счастливо совпал с характером одаренности двух гениальных хореографов: ориентированного на изящество, блеск, внешнюю красоту Петипа и тонкого лирика Иванова. Им удалось создать хореографию, которая стала источником более или менее обширных цитат для всех последующих постановок.

Сюжет балета был радикально пересмотрен в духе времени. Лебеди – заколдованные злым волшебником девушки, тоскующие по земной жизни. Только любовь земного человека может расколдовать их. Принцу, влюбленному в Одетту, не суждено пройти испытание. Он изменяет возлюбленной. Одетта не сможет вернуться в земную жизнь. Единственный способ противостоять року – совместное самоубийство.

В дальнейшем сюжет и партитура многократно перекраивались, но одно оставалось неизменным; лебеди – это заколдованные силами зла девушки, мечтающие вернуться к земной жизни. Исключением является только балет А. Вагановой, где несчастье лебедей – лишь проекция больной души принца.

Трудно представить историю, которая расходилась бы сильнее с замыслом Чайковского. Музыка была написана в самый светлый период жизни композитора. Его вера в романтические идеалы, избыток творческих сил, надежда на личное счастье, творческая интуиция создали идеальный, полный мажорного настроения, творческой свободы и любви лебединый мир. Но этот прекрасный мир уже несет в себе причину своей катастрофы. Гений Чайковского в «Лебедином озере» завершил эпоху романтизма во всей полноте; в его расцвете и роковой гибели.

Для романтика мир одухотворенной природы – мир фей, нимф, сильфид, гармоничный, светлый и радостный. Юная Лебедь – Одетта летает, играет и пляшет среди своих подруг. Она чувствует себя защищенной от пытавшейся ее погубить злой колдуньи. Только воспоминания о гибели матери омрачают беззаботную жизнь юной феи. Любовь Принца и Одетты разворачивает главное романтическое противоречие. Фея, как и все духовные сущности, выбирает в своей жизни только раз. Полюбив и согласившись на земную жизнь, она останется верной до конца своему выбору. Если человек земной изменит ей, она не сможет ни остаться в мире людей, ни вернуться в свой мир. Она растворится в стихии, создавшей ее.

Человек же земной не может жить одним выбором. Страх и искушение преследует человека. Человек грешит и кается. Изменив, он не сможет получить прощения, ибо для феи измена бывает лишь однажды. Принц, не устояв перед искушением, губит Одетту. Фатум заключен не в семейной «карме» Одетты, боящейся повторить трагическую судьбу своей матери, и не в роковой раздвоенности принца, переживающего период своего взросления (этот вариант стал основным в знаменитой постановке Ю. Григоровича), а в бесчеловечной и прекрасной силе природы, которая так очаровывает человека и которая так безжалостна к нему. В гениальной музыке Чайковский выразил трагическую несовместимость земного смертного человека и феи, живущей в мире живой, одухотворенной, но чуждой и смертельной для человека природы. После гибели героев на прекрасное лесное озеро, залитое лунным светом, выплывают белые лебеди: природа по-прежнему безмятежна и великолепна.

В нынешней постановке авторы стремились не только формально вернуться к оригинальной партитуре, оркестровке, либретто, старинным элементам хореографии, эскизам Вальца, первого художника «Лебединого озера», но, прежде всего, сохранить те изначальные смыслы, которые заложены в музыкальной драматургии балета.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Боинг-боинг

27 февраля, вт, 19:00
Архитектор Бернар часто летает самолетами различных авиакомпаний. Он хорош собой, чертовски обаятелен и имеет явно выраженную слабость к ...
Подробнее

Лебединое озеро

27 февраля, вт, 19:00
Постановка классического национального русского балета п/р В. Бутримовича. Когда-то известный критик Герман Ларош сказал: «"Лебединое оз...
Подробнее

Анна Ахматова. Жизнь и творчество

27 февраля, вт, 19:00
Можно ли почувствовать драматизм, красоту и энергию творчества Анны Ахматовой, прочитав пару её стихотворений и краткую статью в школьном...
Подробнее

Пиковая дама

28 февраля, ср, 19:00
Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Нам чувство дико и смешно. А.С. Пушкин Гениальное творение Чайк...
Подробнее

Любовь в стиле Disco

28 февраля, ср, 19:00
Ретро комедия с элементами танцевальной «камасутры» эпохи 80-х, на пике популярности Сабрины и Саманты Фокс. Говорят противоположности п...
Подробнее

Всё как у всех

28 февраля, ср, 19:00
В современной литературе личные воспоминания обычных людей стали очень популярны. Их даже выделили в особый жанр – автофикшн. Если перево...
Подробнее

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!