Наверх

Лебединое озеро

22 января 2025, ср, 19:00
Театр оперы и балета , ул. Перенсона, 2
+7 (391) 227-86-97
700-3000
6+
185
Купить билет через:
Это событие в другие дни
22 января, ср
23 января, чт
24 января, пт

Последнее романтическое произведение европейской культуры (А. Демидов) появилось, когда романтическая эпоха с ее традиционными сюжетами и героями ушла в прошлое. Ни хореограф (В. Рейзингер), ни традиционный тогда «концертный» балет, ни время, уже разрушенных или искаженных романтических канонов, не было готово к устаревшей романтической коллизии и, опередившей свое время, мощной симфонической музыкальной драматургии балета.

Первая постановка «Лебединого озера» в Москве (1877) не оставила заметного следа в сценической судьбе балета, кроме многочисленных и постоянных попыток «вернуться к первой редакции» (речь, разумеется, идет о партитуре, либретто, но не о хореографии).

Вторая постановка «Лебединого озера» (М. Петипа, Л. Иванов) в Санкт-Петербурге (1895) стала классической, и под ее влиянием, вольным или невольным, создавались все последующие балеты. Наступающая эпоха модерна требовала изысканной декоративной красоты, сложного психологизма, декадентской меланхолии и роковой обреченности. Этот запрос времени счастливо совпал с характером одаренности двух гениальных хореографов: ориентированного на изящество, блеск, внешнюю красоту Петипа и тонкого лирика Иванова. Им удалось создать хореографию, которая стала источником более или менее обширных цитат для всех последующих постановок.

Сюжет балета был радикально пересмотрен в духе времени. Лебеди – заколдованные злым волшебником девушки, тоскующие по земной жизни. Только любовь земного человека может расколдовать их. Принцу, влюбленному в Одетту, не суждено пройти испытание. Он изменяет возлюбленной. Одетта не сможет вернуться в земную жизнь. Единственный способ противостоять року – совместное самоубийство.

В дальнейшем сюжет и партитура многократно перекраивались, но одно оставалось неизменным; лебеди – это заколдованные силами зла девушки, мечтающие вернуться к земной жизни. Исключением является только балет А. Вагановой, где несчастье лебедей – лишь проекция больной души принца.

Трудно представить историю, которая расходилась бы сильнее с замыслом Чайковского. Музыка была написана в самый светлый период жизни композитора. Его вера в романтические идеалы, избыток творческих сил, надежда на личное счастье, творческая интуиция создали идеальный, полный мажорного настроения, творческой свободы и любви лебединый мир. Но этот прекрасный мир уже несет в себе причину своей катастрофы. Гений Чайковского в «Лебедином озере» завершил эпоху романтизма во всей полноте; в его расцвете и роковой гибели.

Для романтика мир одухотворенной природы – мир фей, нимф, сильфид, гармоничный, светлый и радостный. Юная Лебедь – Одетта летает, играет и пляшет среди своих подруг. Она чувствует себя защищенной от пытавшейся ее погубить злой колдуньи. Только воспоминания о гибели матери омрачают беззаботную жизнь юной феи. Любовь Принца и Одетты разворачивает главное романтическое противоречие. Фея, как и все духовные сущности, выбирает в своей жизни только раз. Полюбив и согласившись на земную жизнь, она останется верной до конца своему выбору. Если человек земной изменит ей, она не сможет ни остаться в мире людей, ни вернуться в свой мир. Она растворится в стихии, создавшей ее.

Человек же земной не может жить одним выбором. Страх и искушение преследует человека. Человек грешит и кается. Изменив, он не сможет получить прощения, ибо для феи измена бывает лишь однажды. Принц, не устояв перед искушением, губит Одетту. Фатум заключен не в семейной «карме» Одетты, боящейся повторить трагическую судьбу своей матери, и не в роковой раздвоенности принца, переживающего период своего взросления (этот вариант стал основным в знаменитой постановке Ю. Григоровича), а в бесчеловечной и прекрасной силе природы, которая так очаровывает человека и которая так безжалостна к нему. В гениальной музыке Чайковский выразил трагическую несовместимость земного смертного человека и феи, живущей в мире живой, одухотворенной, но чуждой и смертельной для человека природы. После гибели героев на прекрасное лесное озеро, залитое лунным светом, выплывают белые лебеди: природа по-прежнему безмятежна и великолепна.

В нынешней постановке авторы стремились не только формально вернуться к оригинальной партитуре, оркестровке, либретто, старинным элементам хореографии, эскизам Вальца, первого художника «Лебединого озера», но, прежде всего, сохранить те изначальные смыслы, которые заложены в музыкальной драматургии балета.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

На высоте

24 июля, ср, 19:00
«На высоте» — комедия, которая обещает увлечь и развлечь вас до самого финала! История разворачивается на борту самолета в день 8 марта....
Подробнее

Игры правого берега

6 августа, вт, 19:00
Внимание! Променад проходит на улице. Приготовьтесь к тому, что нужно будет много ходить! В детстве мы можем выдумывать целые вселенные,...
Подробнее

Игры правого берега

9 августа, пт, 19:00
Внимание! Променад проходит на улице. Приготовьтесь к тому, что нужно будет много ходить! В детстве мы можем выдумывать целые вселенные,...
Подробнее

Ясон и Медея

10 августа, сб, 20:00
Разговор о любви, ненависти, силе, слабости, падении, подвиге, клятве и предательстве Иронический взгляд богов на известный трагический ...
Подробнее

Ставьте чайник, или Очень опасное мероприятие

13 августа, вт, 19:00
Как сказал Николай Васильевич Гоголь: Кто, что не говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают. Вот и в данном слу...
Подробнее

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!