Баллада о тридцати бегемотах
Литературно-музыкальная постановка по одноимённой новелле Василия Аксёнова
Исполнители:
Ансамбль «Уральский диксиленд Игоря Бурко»
Художественный руководитель — Валерий Сундарев
Святослав Хазов (художественное слово)
Наталья Риккер (художественное слово, ведущая)
Режиссёр — Вячеслав Харюшин
В программе: з олотые мелодии отечественного джаза, новелла Василия Аксёнова «Баллада о 30 бегемотах»
Театрализованный концерт по новелле советского писателя Василия Аксёнова «Баллада о тридцати бегемотах, или Простак в мире джаза» — посвящение, которое ансамбль «Уральский диксиленд» делает советским джазовым музыкантам 1960-х. Ведь этот прославленный джаз-ансамбль — дитя того времени. Влюблённый в джаз Игорь Бурко придумал его и собрал именно в конце 1960-х, когда интонации модального джаза, хард-бопа и снова вернувшаяся в моду нью-орлеанская традиция будоражили молодые умы любителей искусства.
«Первого из тридцати бегемотов я увидел ещё в аэропорту Внуково. Он был в зелёной брезентовой попоне, и его несли к самолёту два смуглых внушительных молодых человека», — этим загадочным для непосвящённого пассажем начал своё лирическое эссе Василий Аксёнов. О каких бегемотах шла речь? Что они делали во Внуково? А может, эта сюрреалистическая картинка была навеяна модными среди интеллектуалов 1960-х годов фильмами Бунюэля? В реалиях всё оказалось несколько проще. Впечатлённый посещением джазового фестиваля в Таллинне в 1967 году, тремя или даже четырьмя тысячами зрителей во Дворце «Калев», а главное, невиданной по стилистическому разнообразию и географии участников программе, будущий классик советской литературы пишет эссе. В том же году его публикуют в молодёжном литературном журнале «Юность». Аксёнов в прозе буквально имитирует ритм джазовой музыки, её импровизационную стихию.
Невероятной особенностью таллиннского джаз-форума 1967 года была его запредельная массовость и звёздность. Приехали музыканты из Польши, Швеции, американский продюсер Джордж Авакян привёз из США квартет саксофониста Чарльза Ллойда с пианистом Китом Джарретом, барабанщиком Джеком ДеДжонеттом и контрабасистом Роном Макклюэ. В концертах фестиваля участвовали джазовые коллективы со всех концов СССР — от Риги до Хабаровска.
А бегемотами Аксёнов назвал... контрабасы, которые грузили на борт воздушного судна и отправляли в Таллинн и которые являются неотъемлемой частью джазовой ритм-секции.
Решение, как всё это масштабное джаз-действо отразить силами одного ансамбля, нашлось быстро. Режиссёр Вячеслав Харюшин предложил ввести в сценическое действо лирического героя, «голос» Аксёнова, которым в постановке станет артист Челябинской филармонии Святослав Хазов.
Разнообразен ассортимент пьес, звучащих в постановке: от нью-орлеанских народных песен до советских шлягеров 1960-х, от авторской музыки ленинградского джазмена Геннадия Гольштейна и норвежских песен, обработанных в джазе.
«Уральский диксиленд» создан в Челябинске в 1969 году, он оправданно считается одним из лучших джазовых составов страны, работающих в направлении традиционного джаза. Участники ансамбля великолепно владеют не только стилем диксиленд, но и набором стилей современного джаза — от мэйнстрима и би-бопа до джаз-рока и Smooth-jazz.
За годы существования оркестр объездил с концертами всю Россию и большинство стран Европы. «Уральский диксиленд» является участником престижнейших западных джазовых форумов: North Sea Jazz Festival (Голландия), Brecon Jazz Festival (Великобритания) и др. Карта гастролей этого ансамбля с 1989 по 1999 гг. «покрывает» практически всю Европу, включая Голландию, Бельгию, Францию, Германию, Швецию, Англию, Ирландию, Данию, Шотландию, Польшу, Чехословакию, Югославию, остров Мэн. Профессионалы нередко отмечают «аутентичное» ново-орлеанское звучание «Уральского диксиленда», имея в виду их близость к традициям этой ветви раннего джаза. Музыканты с удовольствием «шоуменят», поют, играют и маршируют.