Месса мира
Открытие концертного сезона.
Государственный симфонический оркестр Челябинской области.
Челябинский камерный хор им. В. Михальченко. Художественный руководитель и главный дирижёр — лауреат международных конкурсов Ольга Селезнёва.
Дирижёр — Александр Сладковский.
В программе:
К. Дженкинс. «Вооружённый человек» (Месса мира).
«Вооруженный человек» (The Armed Man) — ораториальное произведение, имеющее подзаголовок Mass for Peace («Месса мира»). Дженкинс написал его по заказу Королевского оружейного музея для празднований Миллениума и посвятил жертвам войны в Косово. Не будучи богослужебным сочинением, «Вооруженный человек» включает в себя фрагменты католической мессы — части Kyrie, Sanctus, Agnus Dei и Benedictus. Название The Armed Man происходит от названия первой части, где использована французская солдатская песня XV века L’homme armé. Эта знаменитая тема легла в основу множества месс XVI-XVII веков.
Дженкинс стремился сделать свое сочинение мультикультурным, подчеркивая тем самым универсальность основной антивоенной идеи. Так, наряду с христианскими молитвами звучит мусульманский призыв к молящимся Allahu Akbar. Использованы библейские тексты на английском языке, стихи Киплинга, Драйдена, Свифта, Теннисона и других авторов, среди которых особенно пронзительно звучат строки Тогэ Санкичи, человека, выжившего в Хиросиме, но все же умершего позднее от лейкемии. Ужас перед пожирающим пламенем выражен словами из древнеиндийского эпоса, где описаны страдания погибающих в огне животных.
Месса начинается с топота солдатских сапог. Солдатский марш сопровождается песней, мелодию которой Дженкинс сначала поручает флейте пикколо, имитируя звучание военного оркестра. Армия приближается, слышен грохот барабанов. Звучность нарастает с каждым новым проведением темы, обрушиваясь к концу части тройным «форте». В полной тишине муэдзин призывает к молитве. Вслед за мусульманами молятся христиане. Композитор стилизует старинную церковную музыку: полифонию Палестрины (раздел Christe, eleison), григорианский хорал (псалмы). Но молитвы, обращенные к Богу, не всегда о мире: воины просят Бога благословить их на битву за отечество. Дженкинс показывает образ «благородной войны», романтизированной войны. Но война — это ад: в шестой части начинается настоящая канонада с криками «Заряжай!», грохотом орудий, ревом труб. Это «апофеоз войны», торжество смерти: звучат полные ужаса крики погибающих. Наступает переломный момент: между 7-й и 8 частями Дженкинс предписал 30 секунд полной тишины, после чего солирующая труба играет Last Post («Последняя застава») — мелодию, которую в Англии исполняют на военных похоронах. И сразу вслед за этим очевидец рассказывает о гибели Хиросимы. Последние части мессы выражают надежду на преображение человечества, на жизнь без войны. Звучит знакомый мотив песни «Вооруженный человек», но с новыми словами, несущими простую истину: «Лучше мир, чем война».
Александр Сладковский — руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, народный артист РФ, народный артист Республики Татарстан, лауреат III Международного конкурса имени С. С. Прокофьева (1999), профессор.
Александр родился в Таганроге. Окончил Московскую консерваторию с золотой медалью и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора В. А. Чернушенко).
Дебютировал в оперной студии Санкт-Петербургской консерватории с оперой Моцарта «Так поступают все».
Сладковский был главным дирижёром Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, Капеллы Санкт-Петербурга (2004–2006) и дирижёром Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (2006–2010).
С 2010 года по настоящее время является художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан. За четырнадцать лет работы в ГАСО РТ маэстро Сладковский вывел оркестр на качественно новый уровень и значительно повысил статус коллектива в музыкально-общественной жизни Республики Татарстан и всей страны.
В 2019 году Александр Сладковский удостоен Международной премии имени Сергея Рахманинова.
С 2021 г. стал профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова.
В 2022 году Александр стал первым обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Дирижёр».