Севильский цирюльник
Премьера оперы состоялась в Риме, в театре «Арджентина» 20 февраля 1816 года. «Севильский цирюльник» – не оригинальное название этой оперы, хотя она основана на одноименной пьесе Бомарше. Изначально она называлась: «Almaviva, ossia L'inutil e precauzione» («Альмавива, или Тщетная предосторожность»). Россини вынужден был переименовать своё произведение, так как опера с названием «Севильский цирюльник» на музыку Джованни Паизиелло была весьма популярна лет тридцать до момента, когда Россини создал свою. А её 75-летний автор был жив и здоров. Кстати, поклонники оперы Паизиелло освистали премьеру Россини. Последующие исполнения оперы прошли гораздо успешнее. Позже россиниевский «Севильский цирюльник» многократно превзошел по популярности своих предшественников. А сам композитор пользовался любовью не только миллионов, но и подлинным признанием таких музыкальных гениев, как Бетховен, Вагнер, Брамс. Можно напомнить и слова Чайковского: «Той непритворной, беззаветной, неудержимо захватывающей веселости, какою брызжет каждая страница «Цирюльника», того блеска и изящества мелодии и ритма, которыми полна эта опера, – нельзя найти ни у кого».
Граф Альмавива влюблён в юную, прекрасную Розину, воспитанницу старого, скупого доктора Бартоло, мечтающего жениться на ней и завладеть богатым наследством. Девушка находится под строгим контролем и окружена неусыпным вниманием подозрительного опекуна, поэтому все попытки поклонника привлечь её внимание завершаются провалом. Вместе с умным, изобретательным цирюльником Фигаро графу удается разработать изощренный план, финалом которого должна стать женитьба на красавице. Переодевшись сначала неким Линдором, поющим серенады под её балконом, затем проникнув в дом Бартоло в образе пьяного солдата, Альмавиве в итоге удаётся подменить учителя музыки Розины и предложить ей руку и сердце. Обманутому опекуну остаётся лишь смириться, в этом ему помогает немалое приданое Розины, от которого великодушно отказывается счастливый граф.
Постановщиком спектакля в «Царицынской опере» стал режиссер из Санкт-Петербурга Владимир Акулов. Оригинальные режиссерские решения, неожиданная стилистика, деликатное перенесение действия из глубины XVIII в середину XX века, яркий гротеск, смелые пародии, смешные образы персонажей, ироничные мизансцены – все, что происходит на сцене – это настоящий театр, буффонада, возможно, комедия масок с её четким и однозначным разделением ролей на фоне сложной и запутанной коллизии. Сценография, позволяющая разглядеть ситуацию как изнутри, так и снаружи, принадлежит художнику-постановщику театра «Царицынская опера», члену Союза художников России Георгию Матевосяну. Автор костюмов – член Союза художников России Людмила Терехова.