Спящая красавица
«Спящая красавица» создавалась Чайковским в 1888–1889 годах, вскоре после окончания «Чародейки» (1887) и Пятой симфонии (1888) и накануне создания «Пиковой дамы» (1890). Поводом для возникновения нового балета явился заказ директора императорских театров И. А. Всеволожского. Постановку осуществлял выдающийся русский балетмейстер М. Петипа.
Общий глубоко гуманистический смысл сюжета «Спящей красавицы» – преодоление злых чар победоносной силой добрых чувств, силой любви, дружбы и преданности. В «Спящей красавице» воплощен почти исключительно «светлый» Чайковский – Чайковский торжественных любовных кантилен, жизнерадостной, блестящей, лирически изящной танцевальности. Это мир светлой романтики, который живет и в операх, и в симфониях Чайковского.