Борис Годунов
Начало Смутного времени. Народ безмолвствует. Борис Годунов избран на царство, и его правление — череда бедствий. Не потому ли, что по дороге к власти он перешагнул через чужую жизнь?
Оперой «Борис Годунов» 1 июня 1931 года Самарский оперный театр (называвшийся тогда Средневолжская краевая опера) открыл свой первый сезон — это была постановка режиссера Иосифа Лапицкого и дирижера Антона Эйхенвальда. Через 8 десятилетий, в 81-м сезоне, театр вновь обратился к опере Мусоргского, концентрирующей внимание на драме сложного и противоречивого исторического персонажа — царя Бориса (1552–1605, правил с 1598).
В постановке оживают картины русской истории четырехвековой давности, во многом созвучные современности. Сцены оперы следуют друг за другом, словно перелистываемые страницы рукописи летописца Пимена, и выстраиваются в динамичную последовательность от всенародного избрания царя до его трагической мучительной смерти в финале. Спектакль стал пытливым обращением России ХХI века к прошлому своей страны.
Помимо инаугурационной постановки 1931 года, САТОБ обращался к «Борису Годунову» еще в 1937 (режиссер Иван Просторов, дирижер Владимир Шефер), 1950 (режиссер Юрий Лоран, дирижер Генрих Рисман) и 1961 (режиссеры Анатолий Пикар и Владимир Шахрай, дирижер Савелий Бергольц) годах. Нынешняя постановка — пятая в истории театра.
В спектакле принимают участие учащиеся Детской экспериментальной центральной хоровой школы-десятилетки.