Струнные квартеты Бетховена, Никодиевича, Фишера 11 ноября, вт, 20:00
Событие состоялось 11 ноября, вт, 20:00
В квартетной программе артистов оркестра musicAeterna классика встречается с музыкой XXI века. В позднем Тринадцатом квартете Бетховен впервые сломал традиционную структуру цикла и привычные формы его разделов. В этом опусе, посвящённом князю Николаю Голицыну, шесть частей, и в каждой — множество неожиданных музыкальных событий и внезапных перепадов настроения. Как и в жизни композитора в 1825–1826 годах, в музыке квартета борются глубокая печаль и лихорадочная бодрость.
Как писал Ромен Роллан, «в Квартете си-бемоль мажор мы видим перемежающиеся лучи света и тени не только от части к части, но... от страницы к странице, даже от одного такта к другому». Жизнеутверждающий гайдновский финал, написанный уже больным композитором осенью 1826 года взамен первоначально созданной Большой фуги, стал последним его законченным сочинением.
Квартетные опусы наших современников, сербского композитора Марко Никодиевича и немецкого перкуссиониста-композитора Йоханнеса Фишера, вступают в разговор с прошлым, однако, не с классицистами, создавшими сам жанр квартета, а с Бахом. Никодиевич начинает свой многочастный, как у Бетховена, квартет с оммажа музыкальной монограмме Баха — нот A-B-C-H (ля — си-бемоль — до — си) и играет с формой фуги, ритмом танго и самим принципом финала: в его цикле последняя стремительная часть «заводится» лишь с третьей попытки.
В жизнерадостном десятиминутном сочинении Йоханнеса Фишера Canons and Sparrows («Каноны и воробьи») сквозь энергичное звукоподражание птичьему чириканью прорывается один из канонов баховского «Искусства фуги».
Исполнители:
Вадим Тейфиков (первая скрипка);
Екатерина Романова (вторая скрипка);
Любовь Лазарева (альт);
Игорь Ботвин (виолончель).
Программа:
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) — Квартет № 13 си-бемоль мажор, ор. 130 (1825–1826): Adagio ma non troppo — Allegro, Presto, Andante con moto ma non troppo, Alla danza tedesca. Allegro assai, Cavatina. Adagio molto espressivo, Finale. Allegro;
Марко Никодиевич (р. 1980) — Струнный квартет № 2 (2019): Introduzione, Ruvido e animato, Tango. Oscuro e minaccioso, Vivace, Adagio mesto;
Йоханнес Фишер (р. 1962) — Canons and sparrows (2017).
Романтический джаз во дворце с экскурсией. Original Jazz Experience