Наверх

Чайковский. Музыка балета «Щелкунчик» 10 декабря, ср, 15:00

Чайковский. Музыка балета «Щелкунчик»

Чайковский. Музыка балета «Щелкунчик» 10 декабря, ср, 15:00

Купить билет через:

Мариинский театр , Театральная пл., 1
+7 (812) 326-41-41
800-4000
6+

Исполнители:
Симфонический оркестр Мариинского театра;
Дирижёр — Валерий Гергиев.

В программе:
Пётр Чайковский — Музыка балета «Щелкунчик».

Пожалуй, ни одно другое сочинение Чайковского не пользуется сегодня такой популярностью, как «Щелкунчик». Эта музыка давно стала частью мировой музыкальной культуры — достаточно вспомнить, что в ХХ веке к ней обращались Уолт Дисней и Дюк Эллингтон.

В балетах Чайковского музыка — равноценный сценическому действию компонент, далеко не ограничивающийся простым сопровождением и созданием метрического ориентира для танцовщиков. «Балет — та же симфония», — говорил Чайковский, создавая двумя годами ранее «Спящую красавицу»; эту идею композитор развил и в «Щелкунчике». Самостоятельная жизнь музыки «Щелкунчика» началась почти за полгода до постановки спектакля. В марте 1892 года сюита из балета, составленная самим Чайковским, прозвучала в концерте и имела огромный успех у публики.

Музыка «Щелкунчика» — диалог с самыми разными эпохами и жанрами: изящная увертюра, помпезное шествие и старинный немецкий танец «Гросфатер» в первом действии напоминают о галантном веке; ночная сцена с битвой — несомненно, дань традиции немецкой романтической фантастики, подлинно гофманианская музыка. Наконец, страницы второго действия — взгляд в ХХ век.

Второе действие балета — огромный дивертисмент согласно либретто — представляло для Чайковского известную трудность, поскольку почти не имело отношения к гофмановскому сюжету (исчерпанному в первом действии). «Ощущаю полную неспособность воспроизвести музыкально Конфитюренбург», — признавался композитор в письме к брату Модесту. Однако решение было найдено, и именно музыка Чайковского стала тем фактором, который уравновесил неорганичность драматургии либретто.

Сцена прибытия в Конфитюренбург решена в почти импрессионистской манере: картину волшебного замка композитор создаёт исключительно тембровыми средствами (тремолирующие флейты, высокий регистр фагота, арпеджио струнных, челеста), до поры даже не используя рельефных тематических структур. В сюите танцев, следующей за этой сценой, Чайковский предстаёт мастером оркестрового письма, способным показать самые разные грани музыкальной выразительности: экзотику (арабский и китайский танцы), пастораль («Танец пастушков»), иронию («Танец мамаши Жигонь»), таинственно-фантастический колорит («Танец феи Драже»; для исполнения этого номера Чайковский привёз из Парижа новый музыкальный инструмент — челесту). Но в среднем разделе «Вальса цветов» прорываются трагические интонации, а кульминация знаменитого Adagio вызывает в памяти темы фатума из симфоний. Музыка напоминает о том, что «Щелкунчик» Чайковского — нечто большее, чем детская рождественская сказка, и вопрос её финала, несмотря на торжествующий мажорный апофеоз, остается открытым.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!