Наверх

Евгений Онегин 8 декабря, пн, 19:00

Евгений Онегин

Евгений Онегин 8 декабря, пн, 19:00

Купить билет через:

Мариинский театр , Театральная пл., 1
+7 (812) 326-41-41
3200-11000
6+
230

Опера Петра Чайковского. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

«Евгений Онегин» Пушкина, как известно, не поэма, а роман в стихах. Непривычное жанровое определение дал своему «Онегину» и Чайковский: не «опера», а «лирические сцены». Из «энциклопедии русской жизни» композитор выбрал главную сюжетную линию, наиболее близкую ему как художнику-лирику. Назвав на титуле только одного героя, Чайковский последовательно раскрывает слушателю три души: Татьяны (первый акт), Ленского (второй акт), Онегина (третий акт). Во всех трёх образах Чайковский видел собственное отражение, и даже знаменитая сцена письма Татьяны рифмуется с эпизодом из жизни композитора, написавшего сценарий будущей оперы за одну ночь.

«Лирические сцены» закончены в 1878 году, начаты в 1877, а ещё годом ранее Чайковский присутствовал на открытии вагнеровского театра в Байройте. При всем антивагнерианстве русского композитора его внимание тоже обращено к внутреннему «я», событийная сторона драмы сведена к минимуму. Каждый элегический вздох оркестра, начиная с «секвенции Татьяны» в интродукции, передаёт тончайшие движения человеческой души. Чайковский вслед за Вагнером использует лейтмотивы — в первую очередь не героев и не предметов, а чувств. Поэтому музыка Татьяны столь естественно звучит и в сценах с Ленским, и в сценах с преображённым любовью Онегиным. Музыковед Борис Асафьев метко назвал «Евгения Онегина» «музыкальной поэмой». Самая прославленная опера Чайковского — это «симфоническая поэма» из семи картин-глав, поэма о надеждах и их крахе, о любви, о счастье, которое «было так возможно, так близко».

«Евгений Онегин», идущий на исторической сцене Мариинского театра, — безупречный образец музыкально-театрального «почвенничества», в своё время удостоенный Государственной премии СССР. Премьера этого спектакля состоялась в 1982 году в театре, ещё носившем имя Кирова. Пост художественного руководителя и главного дирижёра театра в то время занимал Юрий Темирканов. «Онегин» — его детище, причём не только в сфере собственно музыки: дирижёр выступил также в качестве режиссёра-постановщика. Быть и дирижёром, и режиссёром в одном лице — сложнейшая задача, ведь «ты должен думать и о том, что делается в оркестре, и о том, как построить спектакль музыкально; невольно ты всё время находишься на сцене, потому что каждое движение — это то, что ты пережил сам».

Первый Ленский легендарной постановки, Юрий Марусин, вспоминал: дирижёр-режиссёр лично показывал певцам нужную пластику, жесты и позы, выстраивая неразрывную связь между слышимым и видимым, между оркестровой ямой и сценой. Спектакль оформил Игорь Иванов, который занял в 1981 году пост главного художника театра. Стремясь к историческому реализму, сценограф детально воспроизвёл русский быт первой четверти ХIХ века. Всякий, кто бывал в пушкинских местах Псковской области, легко узнает и господский дом с полукруглым окном, и портиком, и скамью Онегина. Интерьер комнаты Татьяны цитирует фильм-оперу Романа Тихомирова (1958). «Богатый барский дом в Петербурге» в третьем акте вызывает в памяти строгое великолепие Белоколонного зала Дворянского собрания. При этом сценография Иванова — далеко не только красивые иллюстрации. Так, в финальной сцене объяснения Татьяны и Онегина за героями высятся массивные напольные часы, указывая на их главного врага — время, которое, будучи упущенным, не знает пощады.

Органичный, слаженный во всех своих составляющих, эталонный темиркановский «Евгений Онегин» не только апеллирует к отечественному «культурному коду» — такие шедевры его и создают.

Сад в усадьбе Лариных. Издали доносится пение Татьяны и Ольги. Ларина и няня Филиппьевна, слушая их, вспоминают свою молодость. Неожиданно появляются гости: Ленский, сосед Лариных и жених Ольги, привозит своего друга Онегина — молодого человека, недавно приехавшего из столицы. Пока Ленский объясняется с Ольгой, новый знакомый беседует с Татьяной. Няня замечает, как она взволнована встречей.

Комната Татьяны. Татьяна не может заснуть. Филиппьевна старается унять её волнение рассказом о своей девичьей доле. Оставшись одна, Татьяна пишет письмо Онегину. С рассветом она просит няню передать его.

Сад Лариных. Татьяна в тревоге ждёт ответа. Появляется Евгений: он тронут признанием, но не может ответить взаимностью.

Дом Лариных. Бал в честь именин Татьяны. Ленский уговорил друга приехать к Лариным, однако праздник и гости вызывают у Онегина раздражение. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Готовность, с которой девушка принимает знаки внимания, повергает Ленского в отчаяние. Он затевает ссору с Евгением и вызывает того на дуэль.

Заброшенная мельница. Ленский с секундантом Зарецким ждут Онегина. Владимир с болью и тоской думает об ушедших «златых днях» своей юности. Наконец появляется соперник. Бывшие друзья готовы забыть обиды, но соображения чести берут верх. Раздаётся выстрел — Ленский убит.

Зал богатого дома в Петербурге. После долгого отсутствия Онегин возвращается к столичной жизни и встречает Татьяну замужней дамой. Теперь она в центре внимания светского общества. Муж Татьяны, князь Гремин, рассказывает Евгению о своём счастье. Преображение давней знакомой воспламеняет в Онегине чувства.

Гостиная в доме Гремина. Татьяна в слезах читает письмо Онегина. Неожиданно он является сам и страстной мольбой вырывает ответное признание. Но решение Татьяны бесповоротно: она останется верна мужу.

Спектакль идёт с двумя антрактами.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!