Наверх

Пиковая дама 14 января 2026, ср, 19:00

Пиковая дама

Пиковая дама 14 января 2026, ср, 19:00

Купить билет через:

Мариинский-2 , ул. Декабристов, 34а
+7 (812) 326-41-41
1600-6000
12+
235

Опера Петра Чайковского. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

Опера «Пиковая дама» — это захватывающий музыкально-психологический триллер, отлитый по знаменитой троичной формуле «тройка — семёрка — туз», 3 — 7 — 1. Все три её действия, все семь её картин пронизаны единой темой, мучившей Чайковского всю жизнь, — темой абсолютного зла, являющего себя как фатум и всепобедительная смерть. Герои оперы испытывают страх — и одновременно вызывают его друг у друга: «Какой он страшный», — говорит о Германе престарелая Графиня, которую, в свою очередь, картежник Чекалинский называет «страшилищем». В либретто, написанном братом композитора Модестом по ироничной светской повести Пушкина, слово «страшно» повторяется десятки раз. Вместе со страхом глубокому художественному осмыслению подвергнуты сопряжённые с ним и созвучные ему категории: странность, страсть и страдание. Пограничное расстройство Германа прогрессирует до стадии необратимого безумия, личность распадается под действием маниакальной страсти, идеи фикс, обсессивного желания узнать тайну карт, постичь закономерность рока и тем самым переиграть его.

Когда Герман и Графиня в оцепенении смотрят друг на друга, вспоминается знаменитый афоризм Ницше про бездну, в которую опасно всматриваться, ибо она тоже смотрит на тебя, завораживает и уничтожает. От падения в бездну может спасти только любовь: «Смерть, я не хочу тебя!» — отбивается Герман от своего наваждения, втягивая сущего ангела, Лизу, в борьбу с внутренними демонами. Но силы неравны, Лиза, как и Герман, идёт по пути саморазрушения, у неё тоже есть идея фикс — пожертвовать всю себя возлюбленному, слиться с ним в сострадании («Печалюсь вашей я печалью и плачу вашею слезой»), стать его супругой-рабой. На этом пути её ничто не остановит: «Кто б ни был ты, я все-таки твоя!» Гигантскую амплитуду переживаний героев — от фрустрации до эйфории, от экстаза до отчаяния — передаёт гениальная музыка, написанная, по признанию Чайковского, «с самозабвением и наслаждением» всего за сорок четыре дня. «Пиковая дама» — драматургически безукоризненная опера-симфония, сочетающая позднеромантическую сверхэмоциональность, сочные жанровые картины и ностальгическую стилизацию музыки эпохи рококо.

Триумфальная мировая премьера предпоследней оперы Чайковского состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Ныне в театре идет спектакль Алексея Степанюка, поставленный в 2015 году на новой сцене. Он пронизан атмосферой призрачного и величественного северного города. Сценографические лейтмотивы обыгрывают хрестоматийные приметы Петербурга: колонны, скульптуры, гранитный шар. Со строгой графикой декораций контрастируют роскошные костюмы. Из пушкинского текста постановщики заимствовали наполеоновский мотив, представив Германа как человека с безудержными амбициями, гордеца «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Пытаясь компенсировать своё одиночество властью и богатством, Герман нарушает фундаментальный нравственный закон, сформулированный его современником, философом Кантом: всегда относиться к человеку как к цели, и никогда — как к средству. И всё же последнее видение умирающего героя — не инфернальная Пиковая дама, а «небесное создание» — Лиза. Жизнь-игра окончена, и только проиграв всё, Герман обретает мир.

Действие первое:
Картина первая. Солнечный весенний день в Петербурге. Летний сад заполнен гуляющими. Сурин и Чекалинский, известные в столице игроки в карты, обсуждают странную перемену в поведении и характере одного из своих знакомых — Германа. Он стал угрюм, молчалив, ночи напролёт проводит у карточного стола, но в игру не вступает. Графу Томскому, который тоже удивлен мрачным настроением своего приятеля, Герман признаётся — он влюблён! Влюблён в девушку из знатной и богатой семьи, и ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может». Тем временем князь Елецкий принимает поздравления: с этого дня он — счастливый жених. Его радость вызывает у Германа невольную досаду. В саду появляется старая Графиня в сопровождении Лизы. Елецкий обращается к Лизе, своей невесте, со словами восхищения. А Герман узнаёт в ней ту, которую он любит, и, как он теперь понимает, любит безнадёжно. Томский рассказывает приятелям анекдот про Графиню, кого молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица Графиня страстно любила карточную игру, и однажды при крупном проигрыше ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду. Тайну эту Графиня открыла уже двоим, а от третьего — ей предсказана смерть. На Германа анекдот Томского произвёл глубокое впечатление. Однако более всего ему не даёт покоя мысль о счастливом сопернике. Начинающаяся гроза лишь обостряет его чувства: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром — ничто в сравненье… Она моею будет, иль умру!».

Картина вторая. Вечером, в день помолвки Лизы, в её комнате собрались подруги. Печаль и грусть Лизы не могут рассеять ни её любимый романс, исполненный Полиной, ни весёлая плясовая. Оставшись одна, Лиза наконец осмеливается признаться себе самой, в чем причина её смятения: её с неодолимой силой влечёт к Герману. «Вся моя душа во власти его!». Внезапное появление Германа ошеломляет Лизу. Герман просит выслушать его. Понимая, что надежды на счастье больше нет, он решил проститься и уйти навсегда, умереть. Его страстное и нежное признание в любви пробуждает в душе Лизы ответный порыв. Но раздаётся стук в дверь. Герман едва успевает спрятаться, как появляется встревоженная громкими голосами Графиня. Лизе удаётся успокоить её и увести. Герману, находящемуся ещё под впечатлением от объяснения с Лизой, появление Графини кажется ужасным: «Могильным холодом повеяло вокруг! О страшный призрак, смерть! Я не хочу тебя!». Жажда жизни, любви вновь охватывает Германа, он молит Лизу о сострадании, и она не в силах более противиться своему чувству.

Действие второе:
Картина третья. Бал во дворце петербургского сановника. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, стремится убедить её в глубине, силе и неизменности его чувства. Однако Лиза не может более обманывать себя, она любит Германа и отказывает князю. Германа мучает неотвязная мысль о трёх картах. Ему кажется, узнай он тайну — и все преграды к счастью с Лизой будут сметены. После представления пасторали «Искренность пастушки» Лизе удается увидеться с Германом и сказать: теперь она свободна. Она любит и ждёт его. Лиза отдаёт Герману ключ от потайной двери, через которую он может попасть в спальню Графини, а оттуда — в комнату Лизы.
Герман потрясён: «Теперь не я, сама судьба так хочет, и я буду знать три карты!».

Картина четвёртая. Спальня Графини. Появляется Герман. Он не в состоянии отвести глаз от портрета молодой Графини: «Какой-то тайной силой с тобой я связан роком. Мне ль от тебя, тебе ли от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого». Слышатся шаги, и Герман прячется. Приживалки вводят усталую, раздражённую Графиню и оставляют её в одиночестве. Бал, которым она недовольна, пробудил в ней воспоминания о далёкой молодости, о днях, когда она блистала на балах в Версале… Герман решается наконец обратиться к Графине. Он просит открыть тайну трёх карт, умоляет подарить ему счастье, жизнь. Испуганная Графиня не в состоянии вымолвить ни слова… Теряя самообладание, Герман угрожает ей пистолетом, но вдруг обнаруживает, что Графиня мертва. Его рассудок не выдерживает.

Действие третье:
Картина пятая. Герман в казарме читает письмо Лизы: она не верит, что он хотел смерти Графини, и будет ждать его на набережной до полуночи. Любовь к Лизе, сострадание к ней лишь на мгновение способны отвлечь Германа от воспоминания о мёртвой старухе. Перед ним возникает призрак старой Графини. «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семёрка, туз!..».

Картина шестая. Набережная Зимней канавки. Лиза ждёт Германа. Часы бьют полночь, но его всё нет. Лиза в отчаянии. Наконец появляется Герман. Вслед за Лизой он повторяет нежные и ласковые слова любви… Но — прерывает он её — старая Графиня всё-таки назвала три карты. Теперь надо спешить в игорный дом: «Там груды золота лежат, и мне — мне одному они принадлежат». Лиза не в силах удержать Германа. Её жизнь отныне лишена смысла.

Картина седьмая. Веселятся завсегдатаи игорного дома. Томский удивлён, увидев Елецкого: прежде князь здесь не бывал. Елецкий объясняет причину своего появления в игорном доме: он ждёт Германа, чтоб отомстить. Пришедший Герман привлекает всеобщее внимание: впервые он вступает в игру. Две карты, на которые он ставит, — тройка и семерка — выигрывают. Его везение вызывает вначале удивление, а затем страх. Более никто не хочет с ним играть. Елецкий принимает вызов. Герман ставит весь свой выигрыш на третью карту. Но вместо туза в его руке — дама пик. Потрясённому Герману кажется, что он видит Графиню, она ждёт его смерти. Герман умирает, и последние его мысли — о Лизе.

Спектакль идёт с двумя антрактами.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!