Рождество Господне 4 января 2026, вс, 19:00
Купить билет через:
Чтобы приблизиться к пониманию музыки Мессиана, воспринять его творческую индивидуальность во всех аспектах — начиная от экстремально сложного языка и заканчивая его мировоззренческой системой — нужно держать в уме огромное количество предпосылок к появлению этого феномена как эстетических, так и исторических, научных, религиозных, личных. Крупнейший французский композитор и органист XX века, Мессиан неизменно воспринимал орган как инструмент сакральной музыки, способный с полным правом говорить о Боге — даже в эпоху, когда «Бог умер» и мироздание оказалось разрушено катастрофическими событиями.
Новый виток духовных исканий во французской органной музыке XX века оказался в некотором роде реакцией на сравнительно недавний (1877 г.) момент, когда орган покинул стены храма, и многовековая сакральность этого инструмента (восходящая к VII веку, «приведшему» орган в католическую церковь) впервые оказалась под вопросом. Великие потрясения XX века обернулись глобальным возвращением к религиозной и философской тематике на новом уровне — в поисках новых «точек опоры» для человечества.
В это время происходит очередной выход за пределы представлений о возможностях органа — пропорционально беспрецедентному выходу за рамки представлений о том, что в принципе возможно в музыке. Органисты этого периода опирались на концепцию позднеромантического инструмента, оснащённого гипердиспозицией (раздвинувшей акустические рамки возможного до совершенно новых ракурсов) и электрической трактурой (позволившей задействовать футуристический дискурс «сверхскоростей», с помощью которого можно было выразить сферу неземного, космического). При этом в воздухе витали идеи отхода от тональной музыки в пользу атональной — вкупе с исчезновением функциональной гармонии и радикальным пересмотром всех составных частей музыкальной ткани. Именно в этой «бездне» рождается новая церковная музыка, сочетающая остроту новых стилистических явлений с фундаментальными содержательными архетипами.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган).
В программе:
Оливье Мессиан (1908–1992) — Цикл из девяти медитаций La Nativité du Seigneur («Рождество Господне»):
La vierge et l`enfant («Дева и ребенок»);
Les bergers («Пастухи»);
Desseins éternels («Предвечный замысел»);
Le verbe («Слово»);
Les enfants de Dieu («Дети Божии»);
Les anges («Ангелы»);
Jésus accepte la souffrance («Иисус принимает страдания»);
Les mages («Волхвы»);
Dieu parmi nous («Бог среди нас»).
Романтический джаз во дворце с экскурсией. Original Jazz Experience
Романтический джаз во дворце с экскурсией. Original Jazz Experience