Наверх

В ожидании Рождества 20 декабря, сб, 18:00

В ожидании Рождества

В ожидании Рождества 20 декабря, сб, 18:00

Купить билет через:

На протяжении многих столетий орган является неотъемлемой частью лютеранского и католического богослужения. В связи с этим сфера интересов церковного органиста-композитора включает в себя произведения духовной тематики. Именно такие сочинения объединены в программе сегодняшнего концерта.

Жанр обработки хорала уходит своими корнями в XVI–XVII века. В это время орган выполнял аккомпанирующую функцию: инструменталист должен был исполнять гармоническое сопровождение хорала, поддерживая пение общины и хора во время службы. Предположительно в этот период и зарождается манера прелюдирования на хорал. Одной из ранних обработок является Te Deum Марка-Антуана Шарпантье. Te Deum — благодарственный гимн «Хвала тебе Боже»: музыка отличается торжественным и ликующим характером.

«18 Лейпцигских хоралов» Иоганна Себастьяна Баха — кульминация в развитии жанра хоральной обработки эпохи барокко. Композитор здесь не только использует сложные полифонические формы (трио и фуги на хорал), но и подходит к написанию обработок с художественной стороны. В Komm Gott, Schöpfer, heiliger Geist наше внимание привлекает бас, который звучит на слабые доли и смещает акцентирование в тактах. O Lamm Gottes unschuldig написана в форме хоральной партиты, состоящей из трёх вариаций на хоральную мелодию.

Немецкие композиторы-романтики продолжили традицию обрабатывать хорал. В качестве основы для шестой сонаты Мендельсон взял напев Vater unser im Himmelreich («Отец наш небесный»): первая часть написана в виде вариаций на хоральную мелодию (и представляет собой хоральную партиту), а вторая часть — в виде фуги на эту тему. Завершает цикл «песня без слов», которая по функции равнозначна слову «Аминь» по окончании молитвы.

Хоральные обработки Брамса — своеобразная дань уважения традициям прошлого. Несмотря на их религиозную составляющую, каждая пьеса — яркая миниатюра эпохи романтизма, отражающая определённое эмоциональное состояние. На концерте прозвучит Es ist ein’ Ros’ entsprungen — колыбельная песнь, повествующая о рождении Христа.

Исполнитель:
Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва).

В программе:
Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704) — Te Deum in D, H.146;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральные прелюдии:
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»;
Komm, Gott, Schöpfer, heiliger Geist, BWV 667 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»;
O Lamm Gottes unschuldig, BWV 656 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»;
Vater unser im Himmelreich, BWV 636 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»);
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547;
Теодор Дюбуа (1837–1924) — In Paradisum из цикла 12 Pièces nouvelles pour orgue
Жак-Николя Лемменс (1823–1881) — Prière («Молитва»);
Иоганн Кристиан Киттель (1732–1809) — Фантазия ре мажор;
Иоганнес Брамс (1833–1897) — Хоральная прелюдия Es ist ein Ros’ entsprungen из цикла 11 Choral-Vorspiele, op. 122;
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Соната № 6 ре минор, op. 65, MWV W 61:
Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto;
Fuga: Sostenuto e legato;
Finale: Andante.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!