Наверх

Барокко и современность 23 ноября, вс, 16:00

Барокко и современность

Барокко и современность 23 ноября, вс, 16:00

Расписание не найдено

Событие состоялось 23 ноября, вс, 16:00

Событие состоялось 23 ноября, вс, 16:00
700-2500
6+

Произведения, входящие в программу концерта, объединены духовной тематикой. Жанр обработки хорала был одним из ведущих в эпоху барокко. Он формировался исключительно в рамках литургической традиции.

Von Gott will ich nicht lassen Баха ярко демонстрирует суть всей риторической музыки эпохи барокко: воздействовать на слушателя своей выразительностью и глубиной высказывания, вызвав у него определённые эмоции. Полифонизированная фактура произведения, многократно повторяющиеся восходящие мотивы — всё направлено на формирование музыкального аффекта, который исходит от текста напева: «Я не оставлю Бога, как он не оставит меня».

Совсем иное впечатление производит Von Gott will ich nicht lassen Берта Маттера, современного нидерландского композитора. Это произведение написано в стиле минимализма и состоит из небольших музыкальных ячеек — паттернов, которые постоянно повторяются и стирают ощущение времени. Музыка кажется бесконечно льющейся, слушателю остаётся только довериться этому нематериальному потоку и следовать за ним, чтобы получить яркое музыкальное впечатление.

Понятие Totentanz переводится с немецкого как «Пляска смерти». В музыкальных и литературных произведениях на этот сюжет в аллегорическом виде изображалась бренность человеческого бытия, мимолётность земных благ и несчастий: в своеобразной пляске смерть ведёт к могиле представителей всех слоёв населения.

Смысловым продолжением этого сюжета в программе концерта выступает произведение итальянского композитора Омара Капути «Токката на тему Dies Irae». Dies Irae («День гнева») — средневековая секвенция, в тексте которой описывается день Страшного суда: Бог совершает последний суд над людьми и выявляет среди них праведников и грешников.

Другие произведения, входящие в программу концерта, имеют косвенное отношение к духовной тематике. Прелюдии Тундера, Букстехуде могли исполняться либо в начале богослужения, либо в его завершении. То же самое относится к двухчастному циклу прелюдия и фуга: токката ре минор, например, могла звучать до службы, а фуга — после.

Исполнитель:
Анна Калинкина (орган).

В программе:
Франц Тундер (1614–1667) — Прелюдия in g;
Франц Тундер — Хоральная фантазия In dich hab ich gehoffet, Herr;
Дитрих Букстехуде (ок. 1637–1707) — Прелюдия in g, BuxWV 149;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральная прелюдия Von Gott will ich nicht laßen, BWV 658 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»;
Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор, BWV 565;
Берт Маттер (род. 1937) — Хоральная фантазия Von Gott will ich nicht laßen;
Ги Бове (род. 1942) — Hamburger Totentanz («Гамбургская пляска смерти») из цикла Trois Préludes Hambourgeois («Три гамбургские прелюдии»);
Oмар Капути (род. 1970) — Токката на тему Dies Irae;
Олег Янченко (1939–2002) — «Медитация».

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!