Наверх

Две эпохи 26 ноября, ср, 19:30

Две эпохи

Две эпохи 26 ноября, ср, 19:30

Расписание не найдено

Событие состоялось 26 ноября, ср, 19:30

Событие состоялось 26 ноября, ср, 19:30
700-2500
6+

Барокко и романтизм — две эпохи в музыкальном искусстве Европы, отличающиеся друг от друга идеями, музыкальным языком, палитрой жанров. Рассматривая оба столетия в контексте немецкого органного искусства, можно выделить преемственность традиций, которые композиторы-романтики унаследовали от мастеров предыдущей эпохи.

Фантазия и фуга до минор — одно из самых философско-задумчивых сочинений Баха. Это произведение очень ярко демонстрирует суть всей риторической музыки эпохи барокко: воздействовать на слушателя своей выразительностью и глубиной высказывания, вызвав у него определённые эмоции. Музыка прелюдии начинается с риторической фигуры exclamatio, которая означает «взволнованное восклицание». В фуге особое внимание привлекает вторая тема, представляющая собой напряжённое восходящее хроматическое движение. В целом музыкальная ткань цикла пронизана стонущими, щемящими интонациями, которые играют ключевую роль в формировании аффекта произведения.

Хоральную обработку Wenn wir in höchsten Nöthen sein Бах трактует как инструментальную арию с сопровождением: мелодия хорала подвергается обильному «колорированию»: появляются многочисленные распевы, украшения, которые стирают мелодический контур напева.

Брамс, являясь ярчайшим представителем эпохи романтизма, подробно изучал барочную полифоническую музыку. Его органное творчество невелико. Обращение Брамса к старинным для романтизма жанрам прелюдии и фуги, обработкам хорала — дань уважения традициям прошлого.

Цикл хоральных прелюдий op. 122 — предпоследнее сочинение композитора, отличающееся глубоким философским содержанием и камерным звучанием, которое подобно сокровенному высказыванию. Прелюдия «Herzlich tut mich verlangen» («Всем сердцем жажду я блаженного конца») представляет собой скорбный монолог о невыносимых тяготах земной жизни, «Herzliebster Jesu» — рассуждение о невиновности Иисуса и его искупительной жертве. Хорал «O Welt, ich muß dich lassen» («О мир, я должен тебя покинуть») отражает основную идею всего цикла — неизбежное, неотступное движение в вечность.

В творчестве Йозефа Габриэля фон Райнбергера также очень органично соединяются барочные и романтические традиции. В восьмой сонате композитор обращается к пассакалии, старинному жанру вариаций на повторяющуюся в басу тему. Вместе с тем финал сонаты отличается красочностью гармоний, впечатляющей выразительностью мелодических линий и разнообразием запечатленных в музыке тонких душевных состояний.

Исполнитель:
Галина Ельшаева (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Фантазия и фуга до минор, BWV 537;
Иоганн Себастьян Бах — Хоральная прелюдия Wenn wir in höchsten Nöten sein, BWV 641 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»);
Иоганнес Брамс (1833–1897) — Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10;
Иоганнес Брамс —Хоральные прелюдии из цикла 11 Choral-Vorspiele, ор. 122:
№ 2. Herzliebster Jesu;
№ 3. O Welt, ich muss dich lassen;
№ 7. O Gott, du frommer Gott;
№ 9. Herzlich tut mich verlangen;
№ 10. Herzlich tut mich verlangen;
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Andante ре мажор, MWV W 6;
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) — Интродукция и пассакалия из Сонаты № 8 ми минор, ор. 132.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!