Диалог за органом 20 декабря, сб, 19:30
Купить билет через:
Органный концерт для дуэта музыкантов.
Исполнители:
Лилия Кузнецова, лауреат международных конкурсов;
Майя Мокрецова (орган, Санкт-Петербург).
Органный дуэт (исполнение двумя музыкантами на одном органе) — сравнительно позднее явление в истории этого инструмента, в отличие от ансамбля нескольких органов. Репертуар для него начал появляться только в конце XVIII века. Расширение ресурсов большого органа в эпоху романтизма позволило усложнить музыкальный текст, привлечь второго органиста. Жанр органного дуэта расцвёл. Поэтому и большая часть произведений, включённых в программу концерта, написана в XIX веке.
Сочинение, открывающее концерт — кантата И. С. Баха «Храни нас, Боже, словом Твоим». Как и большинство кантат композитора, это произведение основано на одноимённом протестантском хорале, написанном М. Лютером. Оно привязано к конкретному воскресенью в церковном календаре: второму перед Великим постом, в которое предлагается размышлять над ролью божественного слова (Св. Писания) в жизни христианина. Строфы хорала, обработанные то в виде большой хоральной фантазии для хора и оркестра, то вкраплённые в лирический дуэт, то звучащие в строгом четырёхголосном виде, чередуются с лирико-философскими размышлениями в сольных ариях. Переложение для двух органистов подчёркивает близость хоровых и органных хоральных фантазий, а яркая разработка аффектов (чувств, эмоций) в музыке арий, даже без слов, оказывается убедительной и захватывающей.
Adagio — Allegro — Adagio В. А. Моцарта — один из интересных примеров музыки, написанной для исполнения не человеком, а музыкальным механизмом. В 1790-91 годах по заказу графа Деима, владельца художественной галереи в Вене, Моцарт написал ряд пьес «для механического органа в часах» — устройства с органными трубами, автоматически воспроизводящего музыку без участия исполнителя (наподобие музыкальной шкатулки или шарманки, но значительно крупнее и богаче по звучанию). Это сочинение является своеобразным переложением, хотя и максимально близким по своему звучанию к оригиналу, написанному для механического органа.
Прозвучат небольшие одночастные сочинения: три дуэта С. Уэсли, Анданте Н. Гаде. Гаде — основоположник датской композиторской школы. Работая в романтическом стиле, он активно использовал в своём творчестве датский фольклор. Будут исполнены и крупные сочинения: Фантазия А. Хессе, Сарабанда В. Ф. Одоевского, трёхчастная Соната Г. Меркеля. Князь В. Ф. Одоевский известен, прежде всего, как писатель и учёный. Также он является одним из первых русских композиторов, обратившихся к органу. В русской музыке почти нет произведений для органного дуэта. Сарабанда Одоевского — редкое исключение.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — Кантата на хорал «Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort» («Храни нас, Боже, словом Твоим»), BWV 126 (обработка для двух органистов С. де Йонга);
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) — Adagio — Allegro — Adagio, KV 594 (переложение для двух органистов);
Сэмюэль Уэсли (1766-1837) — Три дуэта из цикла «Семь дуэтов» для двух органистов;
Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869) — Сарабанда для двух органистов;
Адольф Хессе (1809-1863) — Фантазия до минор: Adagio — Allegretto — Andante grazioso;
Нильс Гаде (1817-1890) — Анданте до мажор;
Густав Меркель (1827-1885) — Соната ре минор, op. 30: Allegro moderato — Adagio — Allegro con fuoco.
Продолжительность: 1 час 15 минут.
Романтический джаз во дворце с экскурсией. Original Jazz Experience
Романтический джаз во дворце с экскурсией. Original Jazz Experience