Мария Грибова. Загадочные, немые, чуждые: нечеловеческое (в) кино 4 декабря, чт, 19:00
Событие состоялось 4 декабря, чт, 19:00
Нечеловеческое в самых разных формах и воплощениях привлекает людей, но, уже находясь под их пристальным взглядом, редко способно сохранить свою инаковость.
Так животные — особенно харизматичные млекопитающие — если и не превращаются в героев для наших проекций, прямым выражения чувств и состояний, то становятся маскотами, функциональными помощниками или аллегориями, выражающими связь с человеком с помощью предписанной функции.
Даже природные агенты — камни, деревья, водоросли, — которые могли бы быть настоящими другими, выражать иную природу, удивительно легко антропоморфизируются.
От фильмов о сенбернаре Бетховене через таймлапсы роста фасоли до экспериментов, созданных с помощью микроскопов, — кино тоже обращается к не-людям. Только что оно говорит об их природе?
Влияет ли наличие проводника-камеры и техническое опосредование на «очеловечивающую» логику репрезентации, и может ли технология помочь устранить порок нашего взгляда, побуждающего нас всякий раз «очеловечивать» нечеловеческое?
Ещё в 1920-х теоретики и режиссёры призывали довериться кино, чтобы увидеть скрытую жизнь. Актуальны ли открытия фотогении в сегодняшнем объектно-ориентированном мире? И что в таком случае медиа, сосредоточенное на нечеловеческом, сообщает о самом себе?
Мария Грибова — исследовательница кино, куратор платформы «Пилигрим» и фонда «Кинора», координатор фестиваля «Послание к человеку».
В новом сезоне проект «От одного к другому и обратно. Превращения кино» исследует метаморфозы и изменения, которые происходили с движущимися изображениями и которые продолжают влиять на образ кино в глазах современных зрителей. Фокус всех лекций и встреч будет сконцентрирован на превращениях, которые происходят в пространстве медиума: как кино стареет и обновляется, как кино заимствует и присваивает чужие кадры, как оно наращивает плоть на тексты, чтобы стать экранизацией, как разные технические новшества обогащали или портили изображение.