Рубенс и его время
Выставка подготовлена Новосибирским государственным художественным музеем и Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств в рамках национального проекта «Культура».
На ней будут представлены подлинное живописное произведение П. П. Рубенса, старинные гравюры с его полотен и гравюры лучших мастеров Голландии, Фландрии, Франции, Англии XVI–XVIII веков из собрания Ирбитского музея изобразительных искусств, а также картины из коллекции западноевропейского искусства Новосибирского государственного художественного музея.
Питер Пауль Рубенс — выдающийся фламандский художник, самый яркий представитель стиля барокко в живописи. При упоминании его имени перед мысленным взором каждого любителя искусства предстают красочные полотна, исполненные жизни и энергии, чувственности и драматического пафоса.
Центральное произведение выставки — картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», которую художник создал в 1618–1620 годах. Оно было передано в Ирбит в далеком 1976 году из Эрмитажа как копия работы, хранящейся в Художественно-историческом музее Вены. Картина была в очень плохом состоянии и находилась в запасниках музея. К реставрации полотна приступили лишь в 2012 году. Реставратор из Нижнего Тагила А. Наседкина сняла с полотна четыре слоя старого потемневшего лака. И открылась подлинная авторская живопись.
После дальнейшего исследования главный специалист и хранитель фламандской живописи Государственного Эрмитажа Н. И. Грицай подтвердила подлинность картины и принадлежность ее руке великого фламандца. Она же дополнила атрибуцию информацией о том, что в исполнении картины принимали участие два лучших ученика Рубенса — Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс.
Рубенс представляет один из кульминационных эпизодов жития святой Марии — момент её раскаяния в греховной жизни. По лицу Магдалины текут слезы, она подняла заплаканные глаза к небу в знак вступления на истинный путь.
Рубенс был одним из самых прославленных и востребованных художников своей эпохи. Его произведения пользовались огромным спросом. Поэтому и при жизни Рубенса, и в последующее время, в Европе создавались многочисленные гравюры, воспроизводящие полотна гениального фламандца.
В экспозиции представлен, в числе других, альбом гравюр «Жизнь Марии Медичи», созданный в начале XVIII века по знаменитым живописным оригиналам, посвященным французской королеве. Он дает превосходную возможность знакомства с рубенсовскими живописными шедеврами, хранящимися ныне в Лувре и ставшими для Франции драгоценными сокровищами, а для Рубенса — одним из самых ярких триумфов его творчества.
Экспозицию выставки органично дополняют живописные работы западноевропейских мастеров XVII столетия из собрания Новосибирского государственного художественного музея. Это старинная копия с картины П. П. Рубенса «Отдых Святого семейства на пути в Египет», верно передающая характер оригинала из мадридского Прадо; картина «Христос среди ученых» Л. Брамера, художника из Делфта, чье творчество близко по своим задачам к стилю Рембрандта; «Танец вокруг золотого тельца» французского мастера Ж. Стелла, парадный «Женский портрет» Я. Мейтенса, изображающий даму в виде богини Флоры. Все эти произведения естественным образом связаны с Рубенсом и его временем.