Яначек — певец славянской души
Купить билет через:
Яначек — один из создателей чешской музыки, в творчестве которого национальные черты стали определяющими. Из фольклорных экспедиций он привозил народные песни, сказы, записи голосов, заставляя все это звучать в своих сочинениях.
Исполнители:
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Дирижёр — Владислав Лаврик, заслуженный артист России (2021), лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2015), лауреат международных конкурсов: Конкурс молодых трубачей им. Т. Докшицера (1994, 1996), Международный конкурс «Классическое наследие» (1994), Московский международный конкурс трубачей (2000).
Солисты:
Сергей Кузьмин — тенор;
Мария Калинина — сопрано;
Светлана Ползикова — сопрано;
Елена Сизова — сопрано;
Елизавета Вайслейб — меццо-сопрано;
Карина Шагова — фортепиано.
Программа концерта:
Л. Яначек Leoš Janáček 1854-1928;
Каприччио — Vzdor — Вызов для фортепиано и духовых JW 7/12 (1926);
Allegro;
Adagio;
Allegretto;
Andante;
Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота JW 7/11 (1925);
Moderato;
Piu mosso;
Con moto;
Allegro;
Zápisník zmizelého — «Дневник исчезнувшего», цикл песен на стихи Й. Калды Josef Kalda 1871-1921 для тенора, альта, 3 женских голосов и ф-но JW 5/12 (1917-1919);
Traf eine junge Zigeunerin — «Познакомился с молодой цыганкой»;
Ist sie noch immer da — «Она все еще там»;
Wie der Glühwürmchen Spiel — «Подобно игре светлячков»;
Zwitschern im Nest schon die Schwalben — «Ласточки уже щебечут в гнезде»;
Heut` ist`s schwer zu pflügen — «Трудно пахать сегодня»;
Heiss! ihr grauen Ochsen! — «Хей! Вы, серые волы!»;
Wo ist das Pflöcklein hin — «Куда делся колышек?»;
Seht nicht, ihr Ochselein — «Не смотрите, маленькие волы»;
Sei willkommen, Jan — «Добро пожаловать, Ян»;
Gott dort oben, sag — «Боже, там, наверху, скажи»;
Von der Heidin Wangen — «Как гречихой тянет»;
Dunkler Erlenwald — «Темный ольховый лес»;
Piano solo — Соло фортепиано;
Sonn` ist aufgegangen — «Солнце взошло»;
Meine grauen Ochsen — «Мои серые быки»;
Was hab` ich da getan? — «Что я сделал?»;
Flieh, wenn das Schicksal ruft — «Беги, когда судьба зовет»;
Nichts mehr denk ich — «Думаю, больше ничего»;
Wie die Elster wegfliegt — «Как сорока улетает»;
Hab` ein Jüngferlein — «Есть девочка»;
Vater, dem Tag` fluch ich — «Отец, я проклинаю тот день»;
Leb denn wohl, Heimatland — «Прощай, Родина».
Длительность: 1 час 40 минут с одним антрактом.
«Яначек... во всех своих сочинениях предстает каким-то редкостным человеколюбцем. Он был вроде Моцарта — человеком сложным в жизни и совершенно ангелоподобным в музыке, холериком и гуманистом», — говорил известный дирижер Петер Феранец о чешском композиторе, фольклористе, музыкальном теоретике, педагоге Леоше Яначеке (Leoš Janáček 1854-1928).
Яначек — один из создателей чешской музыки, в творчестве которого национальные черты стали определяющими. Из фольклорных экспедиций он привозил народные песни, сказы, записи голосов, заставляя все это звучать в своих сочинениях. Современники не сразу приняли самобытный музыкальный язык Яначека. Только после Первой мировой войны его сочинения обрели своих поклонников. Творчество композитора было тесно связано с русской культурой, его оперы «Катя Кабанова» и «Записки из мертвого дома» на тексты А. Н. Островского и Ф. М. Достоевского прочно вошли в пантеон мировой оперной классики, а струнный квартет «Крейцерова соната», связанный с одноименным произведением Льва Толстого, по праву считается шедевром композиторской мысли Яначека.
В 1926 году Леош Яначек написал Каприччио Vzdor для фортепиано (партия левой руки) и духовых. Об этом сочинении композитора просил пианист Отакар Холлман, потерявший на фронте правую руку. Сначала отказавшись — «Но, дорогой мой, почему вы хотите играть с одной стороны, это то же самое, как танцевать, когда у вас есть только одна нога», — Яначек затем создал трогательную, свободную по форме, сложную для исполнителей музыку и назвал её Vzdor — «Вызов», как вызов судьбе и музыкантам.
Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота было написано в 1925 году с посвящением пианисту-виртуозу Яну Хержману. Задуманное, как концерт для фортепиано с оркестром «Весна», оно трансформировалось в камерный концерт с комментариями Яначека: «Тема из первой части сравнивается с «сердитым ежом», которому Яначек как-то гуляя по лесу в шутку перекрыл вход в нору, кларнет во второй части с «вертлявой, скачущей с ветки на ветку белкой», третья часть с «совой и другими птицами ночью», и последняя часть — со «сценой из сказки, где все звери спорят друг с другом». Триумфальная премьера Концертино состоялась в Клубе моравских композиторов 16 февраля 1926 года. Произведение в этот вечер прозвучало два раза и вскоре стало одним из самых исполняемых сочинений композитора.
Вокальный цикл Zápisník zmizelého — «Дневник исчезнувшего» был написан Яначеком на стихи из сборника Йозефа Калды «Из-под пера писателя-самоучки». История деревенского юноши, влюбленного в цыганку Зефку (Жофку), вдохновила композитора на 30-минутный опус на чешском языке. В это время Яначек был влюблен в красавицу Камилу Стесслову, не ответившую на его чувства, но ставшую музой композитора. «Чернокожая цыганка в моем «Дневник исчезнувшего» — это ты. Вот почему в этой работе так много эмоционального огня. Так много огня, что если бы мы оба вспыхнули, то превратились бы в пепел. ... И на протяжении всей работы я думал о тебе!», — писал Камиле композитор.