Наверх

Иоланта

Иоланта

Иоланта

Расписание

24
СУББОТА
январь
19:00
Большой театр. Новая сцена
25
ВОСКРЕСЕНЬЕ
январь
12:00
Большой театр. Новая сцена
18:00
Большой театр. Новая сцена
Большой театр. Новая сцена , ул. Большая Дмитровка, 4/2
+7 (495) 455-55-55
1500-2000
6+
130

Либретто Модеста Чайковского по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене».

Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев.
Дирижёр-постановщик — Антон Гришанин.
Дирижёр — Павел Сорокин.
Режиссёр-постановщик, художник по костюмам — Эльчин Азизов.
Режиссёр по пластике — Мария Соколова.
Композитор — Пётр Чайковский.

«Иоланта» была заказана Чайковскому дирекцией Мариинского театра вместе с балетом «Щелкунчик». Считается, что идея соединить в один вечер одноактную оперу и двухактный балет принадлежит директору Императорских театров Ивану Всеволожскому.

В основе оперы — драматическая поэма датского драматурга Генриха Герца «Дочь короля Рене» о чудесном исцелении слепой принцессы. Хотя история и является полностью выдуманной, у действующих лиц есть реальные исторические прототипы — Иоланда Анжуйская, её отец Рене Анжуйский и её муж Фредерик II Водемонский. Этот сюжет уже был освоен русской театральной сценой. В 1888 пьеса в переделке Владимира Зотова была поставлена в Малом театре. Спектакль продержался в репертуаре несколько сезонов. Именно на переделке Зотова и основано либретто Модеста Чайковского.

В июле 1891 композитор приступил к работе над оперой, начав с дуэта Иоланты и Водемона. «Более чем когда-либо я влюблён в сюжет «Иоланты» и твоё либретто сделано вполне отлично, — писал он брату Модесту, — я напишу такую оперу, что все плакать будут». В сентябре был готов клавир, а в декабре закончена и оркестровка.

Осенью следующего года начались репетиции. Оперой дирижировал Эдуард Направник, балетом — Риккардо Дриго. 5 декабря 1892 в присутствии Александра III состоялась генеральная репетиция. «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна», — писал композитор. 6 декабря 1892 с большим успехом прошла премьера. Многие сольные номера бисировались. Режиссёр Мариинского театра Г. П. Кондратьев писал: «Вся опера произвела самое выгодное впечатление, и по окончании её много раз вызывали Чайковского, Направника и всех исполнителей». Несмотря на восторженный приём публики, критика отнеслась к новым сочинениям прохладно. Сам композитор писал брату Анатолию: «Вся петербургская пресса занимается руготнёй моих детищ, кто во что горазд. Но я к этому вполне равнодушен, ибо не впервой, и я знаю, что в конце концов возьму своё».

Через год после петербургской премьеры, 11 ноября 1893 «Иоланта» впервые была представлена в Большом театре. Дирижировал Ипполит Альтани, постановку осуществил Антон Барцал, оформил спектакль Карл Вальц. В заглавной партии выступила Маргарита Эйхенвальд (именно её Чайковский хотел видеть и в петербургской постановке).

Всего на сцене Большого театра опера была поставлена восемь раз: в 1893, 1899, 1917, 1940 (спектакль был возобновлён в 1951 году), 1974, 1997, 2015 и 2025. Спектакли 1940, 1974 и 1997 гг. стали настоящими долгожителями, «продержавшись» в репертуаре девятнадцать лет, двадцать три года и семнадцать лет соответственно.

Нынешняя постановка «Иоланты» стала первой премьерой юбилейного 250-го сезона. Музыкальный руководитель постановки — Валерий Гергиев, премьерной серией представлений дирижировали Антон Гришанин и Павел Сорокин. В качестве режиссёра-постановщика и художника по костюмам выступил ведущий солист оперной труппы Большого Эльчин Азизов. Для него это был режиссёрский дебют в оперном жанре (режиссёр кино по образованию, Эльчин Азизов также является автором нескольких фильмов). Именно в «Иоланте» артист впервые вышел на сцену Большого театра, став одним из лучших исполнителей партии Эбн-Хакиа. Сценическое оформление спектакля создала Альона Пикалова, световую партитуру — Андрей Абрамов. По словам режиссёра, отправной точкой для спектакля стала идея «поместить героев оперы в атмосферу настоящего, дышащего историей замка, утопающего в роскошных цветах». «Отказавшись от исторического реализма, я сделал выбор в пользу творческого полёта мысли и чистой визуальной поэзии, — говорит Эльчин Азизов. — Моя «Иоланта» — это не строгая реконструкция эпохи, а скорее волшебная сказка, в которой эмоции и музыка первичны, а окружающий мир им тонко подыгрывает».

Продолжительность: 2 часа 10 минут.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!