Раймонда
Купить билет через:
Балет «Раймонда», романтический сюжет которого навеян средневековыми легендами о девушке, ожидающей из рыцарского похода возлюбленного — один из самых зрелищных и сложных в исполнении спектаклей, справиться с которым под силу лишь выдающимся танцовщикам. Это произведение — первый опыт обращения к балетному жанру молодого композитора Александра Глазунова. Для «отца русского балета» Мариуса Петипа «Раймонда» стала последней большой работой.
Еще, будучи танцовщиком, Петипа с большим интересом изучал танцы прошлых эпох, успешно применяя их впоследствии в своем творчестве, талантливо вводя в структуру многоактных балетов. Ярким примером такого опыта является «Раймонда», где мастер движениями классического танца создает средневековую атмосферу, мастерски вживляя в балетное полотно испано-арабские и венгерские мотивы.
Глазунова по праву можно назвать преемником великого Чайковского, до которого балетная музыка была ничем иным, как ритмической основой танцев. Симфонизация танца, безусловно, усилила его драматургические и выразительные возможности. Именно музыка Глазунова позволила Петипа создать ряд несравненных балетных сюит, каждая из которых, находясь в структуре балетного произведения, имеет свою художественную ценность, индивидуальную сценическую жизнь.
В спектакле повествуется о молодой девушке, получившей в один день два предложения руки и сердца — от сына венгерского рыцаря Жана де Бриена и сарацинского шейха Абдерахмана. Она делает выбор в пользу де Бриена, который отправляется в дальний поход. Ночью Раймонде снится сон — она в сказочном саду и с нею возлюбленный. Неожиданно образ Жана де Бриена исчезает, а вместо него появляется шейх. Проснувшись, она понимает, что ночной кошмар стал реальностью... Абдерахман пытается похитить девушку, но вовремя появляется рыцарь, который в сражении убивает его.
Впервые премьера «Раймонды» состоялась в 1897 году на сцене Мариинского театра. Этот спектакль — главный триумф Мриуса Петипа, создавшего около сотни балетов. Для Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского «Раймонда» — третий спектакль в постановке народного артиста СССР Юрия Григоровича. Балетмейстер ставил спектакль неоднократно, в том числе на сцене Большого театра, значительно укоротив сюжет, за счет сокращения нежелательной пантомимы. В его редакции балет двухактный, но вместе с тем, Григорович привнес в спектакль новые дуэты, появления главных героев в массовых танцевальных сценах, придав целостность изначально сюитному построению балета.