Маргарита Еськина. Бах в итальянском стиле
Два концерта Маргариты Еськиной «Бах во французском стиле» и «Бах в итальянском стиле» познакомят слушателей не только с музыкой Баха, написанной под впечатлением итальянских и французских традиций, но и с творчеством композиторов, впечатливших в своё время Баха.
Сегодня практически ни один концерт органной музыки не обходится без сочинений великого Иоганна Себастьяна Баха. Его органное наследие является основой репертуара любого органиста. Интересно, что Бах никогда не покидал пределов Германии, но, несмотря на это, он был хорошо знаком с музыкой современных ему композиторов Франции и Италии, изучая привезённые для него партитуры. Так, вскоре после публикации в Амстердаме в 1711 году новаторских концертов Вивальди появились баховские обработки для органа некоторых из этих концертов. Это было знаком и уважения, и интереса к новому жанру концерта, а также способом познакомить как можно большее количество любителей музыки с творчеством талантливого итальянца.
Впрочем, Бах всегда с особым вниманием относился к итальянским музыкальным традициям, некоторые его сочинения имеют прямые ремарки, отсылающие нас к итальянской стилистике, как, например, «Ария с вариациями в итальянской манере» и «Итальянский концерт», а экземпляр рукописи Джироламо Фрескобальди, его знаменитых Fiori Musicali, Бах хранил всю жизнь.
Особым интересом для слушателей станет звучание клавесина-оттавино, реплики фламандского инструмента 1593 года. Голос этого редкого инструмента прекрасно передаёт стилистику добаховской итальянской музыки. Исполненные на оттавино сочинения Джироламо Фрескобальди, Асканио Майоне, Бернардо Пасквини с лёгкостью перенесут слушателя в те времена, когда музыка не только развлекала, но и умиротворяла и давала пищу для духовных размышлений.
Маргарита Еськина — уроженка Санкт-Петербурга, окончила в своём родном городе музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова по классу органа (класс Ю. М. Семёнова) и клавесина (класс В. М. Радченкова). В Москве окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных в классе профессора А. В. Фисейского и аспирантуру. Лауреат международных конкурсов. Стажировалась и участвовала в мастер-классах видных органистов и клавесинистов: К. Стембриджа, Ги Бовэ, Й. Лауквика, В. Церрера, М. Бёккера, Д. Ротта, Б. ван Асперена, К. Хаугсанда, Э. Жуайе, Д. Голдобина и других. Выступает как органистка и клавесинистка с сольными концертами в России и за рубежом, участница ансамбля старинной музыки Pfeyffer, который специализируется на исполнении музыки Средневековья и Ренессанса.
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов Маргарита Еськина, орган, клавесин-оттавино (Санкт-Петербург)
В программе:
И. С. Бах. Прелюдия и фуга соль мажор
Б. Пасквини. Toccata con lo Scherzo del Cucco («Токката и скерцо на мотив “Ку-ку”»)
И. С. Бах. Фуга из сонаты All’ imitatio Gallina Cuccu («В подражание курице и кукушке»)
А. Майоне. Токката II (Из первой книги токкат, 1603)
Дж. Фрескобальди. Партита на тему La Monicha
И. С. Бах. Фантазия и фуга соль минор
А. Вивальди — И. С. Бах. Концерт для органа ре минор
Д. Скарлатти. Сонаты для клавира
И. С. Бах. Пассакалия до минор