Теодор Курентзис и musicAeterna. Николай Римский-Корсаков, Сергей Прокофьев
Добавить в свой календарьТеодор Курентзис и musicAeterna. Николай Римский-Корсаков, Сергей Прокофьев
За 45 минут до начала концерта оркестра musicAeterna с «Шехеразадой» Римского-Корсакова и Пятой симфонией Прокофьева куратор просветительской программы musicAeterna Анна Фефелова расскажет об исполняемых композиторах и их сочинениях, обо всем, что важно знать при встрече с этой музыкой.
В программе:
— Николай Римский-Корсаков (1844–1908):
«Шехеразада», симфоническая сюита, ор. 35 (1888);
I.Largo e Maestoso — Lento — Allegro non Troppo — Tranquillo;
II. Lento — Andantino — Allegro Molto — Vivace Scherzando — Moderato assai — Allegro Molto ed Animato;
III. Andantino Quasi Allegretto — Pochissimo Più Mosso — Come Prima — Pochissimo Più Animato;
IV. Allegro Molto — Lento — Vivo — Allegro non Troppo e Maestoso — Tempo Come I.
— Сергей Прокофьев (1891–1953):
Симфония № 5 си-бемоль мажор, op. 100 (1944);
I.Andante;
II. Allegro Marcato;
III. Adagio;
IV. Allegro Giocoso.
Во второй симфонической программе оркестра musicAeterna соединяются два симфонических шедевра XIX и XX столетий — симфоническая сюита «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова и Пятая симфония Сергея Прокофьева. Сочинения разных эпох и стилистических направлений объединяет школа: Прокофьев как выпускник петербургской-петроградской консерватории унаследовал методы оркестровки, разработанные профессором консерватории Римским-Корсаковым.
«Оркестровую пьесу на сюжет некоторых эпизодов из «Шехеразады» Римский-Корсаков, по его словам, задумал зимой 1887-1888 года, а написал и оркестровал всего за месяц, проведенный летом на даче в Нежговицах. Рукописной партитуре композитор предпослал программу-пояснение, цитирующее зачин знаменитого сборника сказок «1001 ночь», и дал названия четырем частям сюиты: «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение». Чтобы пресечь поиски отсылок к конкретным сказкам, композитор снял заголовки и пояснение в изданиях партитуры. Однако и без программы «Шехеразада» осталась в истории как самое повествовательное и самое живописное оркестровое произведение корифея петербургской композиторской школы XIX века.
Пятую симфонию Сергей Прокофьев сочинял по возвращении из эвакуации в 1944 году параллельно с оркестровкой балета «Золушка» и созданием срочного заказа — музыки к кинофильму «Иван Грозный». В этом сочинении бунтарство и модернистские искания композитора остались позади. Традиционный четырехчастный цикл открывается героико-эпической первой частью, продолжается гротескной токкатой и сумрачным лирико-трагическим Adagio, а завершается монументальным апофеозом, утверждающим радость бытия. Композитор писал о Пятой симфонии: «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа».