Легендарные симфонии
За час до концерта в зале Торжеств для слушателей концерта пройдёт лекция «Инструмент, на котором играет Вселенная» Густав Малер — дирижер и Густав Малер — композитор.
Лектор: Надежда Александровна Маркарян (Санкт-Петербург)
Исполнители:
Красноярский академический симфонический оркестр.
Художественный руководитель и главный дирижёр — Владимир Ланде.
В программе: Малер. Симфония № 5 до-диез минор.
О программе:
В концерте абонемента «Легендарные симфонии» в исполнении Красноярского академического симфонического оркестра прозвучит Пятая симфония Густава Малера.
«...Я видел Вашу душу обнажённой, совершенно обнажённой. Она простиралась передо мной как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял её как стихийную бурю с её ужасами и бедами и с её просветляющей, увлекательной радугой...» — так написал композитору Арнольд Шёнберг после исполнения Пятой симфонии.
Пятая симфония — одна из самых известных симфоний Густава Малера, а Адажиетто (четвёртая часть) стала просто хитом. Именно эту музыку использовал в своём фильме «Смерть в Венеции» Лукино Висконти, и на неё поставил балет Джон Ноймайер. Пятая симфония Малера — своего рода вызов для любого дирижёра, выдающиеся исполнители современности представляют разные трактовки этого сочинения, которые различаются с первых же нот — соло трубы в траурном марше.
Пятичастная симфония стала переходной в творчестве композитора (всего законченных симфоний у Малера девять), в ней он по-другому излагает музыкальный материал. Это вызывает трудности в оркестровке, и композитор впоследствии несколько раз переделывает инструментовку симфонии. Также в этой симфонии он отказывается от звучащего слова: не включает ни солистов, ни хор, как это было в других симфониях. И конечно, важно, что именно во время сочинения симфонии развиваются отношения композитора с Альмой Шиндлер, которая впоследствии станет его женой. Возможно, эти обстоятельства жизни композитора могут дать ответ на вопрос, что всё-таки передаёт композитор в своей четвёртой части симфонии.